Основной причиной дислексии является рассогласованная работа полушарий головного мозга. Соответственно, любые эмоциональные переживания, стресс, страхи и даже кислородное голодание, то есть всё то, что касается работы мозга, могут оказывать влияние на здоровье дислексика.
Давайте рассмотрим более подробно эти проблемы.
1. Эмоциональный стресс
При нахождении в состоянии стресса у любого человека напрягаются мышцы, а значит, и возможности тела значительно снижаются.
В случае с дислексиками это способствует проявлению диспраксии письма, в результате чего резко снижается качество почерка, то есть появляется больше дислексических ошибок, а сам почерк становится крайне неразборчивым и неаккуратным.
Выход из ситуации – это помочь ребёнку научиться контролировать свои эмоции.
Также надо стараться не допускать возникновения ситуаций, которые могут привести к состоянию эмоционального стресса. И здесь очень много зависит от семьи ребёнка, ведь если он и дома не находит понимания, то это приводит к его замыканию, депрессии и даже развитию нервных заболеваний.
2. Страх ошибки
Этот страх ребёнку с трудностями в обучении насаждается с самого раннего детства и особого «культа» достигает в школе, когда любая помарка в тетради или запинка при ответе снижает итоговую оценку.
Большинство российских школьников боятся совершить ошибку при ответе, ведь за этим последует незамедлительное наказание в виде плохой отметки, а дома добавится ещё и порицание от родителей.
Для детей с дислексией страх ошибки гораздо опаснее, ведь они и так постоянно находятся под пристальным вниманием одноклассников, учителей, родителей, педагогов.
Страх совершить ошибку в буквальном смысле парализует мозг дислексика.
А добавим сюда ещё и самокритику, ведь все дислексики знают, что они «плохо пишут» и «ужасно читают». Им очень тяжело от того, что над ними смеются.
Страх приводит к зацикливанию на ошибках, в результате чего ребёнок просто отказывается от чтения и письма, у него нет сил заставить себя взять ручку или открыть книгу. Ему просто страшно опять начать испытывать все эти трудности.
О других страхах, которые присущи дислексикам, написано в отдельной статье.
3. Информационная перегруженность
Практически все современные дети подвергаются колоссальной информационной нагрузке. И речь не только о школьной программе, а в первую очередь, о стороннем влиянии и гаджетах.
Телевидение, мобильные телефоны, игры, социальные сети – дети ежедневно получают огромный объём информации, которую они просто не в состоянии переварить. Соответственно, мозг очень мало отдыхает. Отсюда – апатия, развитие синдрома ускоренного мышления, слабость, психоэмоциональная неустойчивость, различные соматические проблемы.
Одно из решений – минимизировать использование гаджетов, а также больше времени уделять физическому здоровью и прогулкам на свежем воздухе.
4. Нарушение режима сна
Ребёнку с дислексией крайне важно соблюдать режим дня, где сну отводится особое место. Любой ребёнок, который не высыпается, рано или поздно начнёт испытывать проблемы с учёбой.
Недосыпание приводит к появлению элементарных ошибок на письме, снижению внимательности и работоспособности.
При нарушении режима сна страдает и психоэмоциональное здоровье не только ребёнка, но и мамы. Сегодня всё чаще родители обращаются за помощью и ищут пути помощи своему ребёнку, который от школьных проблем становится более раздражительным, агрессивным и даже плаксивым.
Уважаемые родители!
При дислексии развития крайне важно не только заботиться о здоровье ребёнка в классическом понимании этого сочетания, но и стараться сделать так, чтобы он эмоционально не перегружался, жил в комфортной и благоприятной обстановке.