Моя дочь видит дьявола, мертвых людей, животных. К эндокринологу ходили. Гормоны идеальные, сказали. К неврологу ходили, ЭКГ мозга делали. Всё идеально. К психиатру ходили, анализы все "норма". И после этого всего сходили к экстрасенсу. Она нам сказала, что у неё это природный дар видеть то, что не видим мы, обычные люди. Мы так боимся за неё. Она разговаривает с дьяволом, но он исчез после очищения. Дочка говорит, что он боится молитв и Библии. Я сама верующая, когда начинаю молиться, он исчезает. Это ужасно. Мне просто интересно, есть ли ещё такие дети?
Ещё бы. Таких детей на самом деле не мало. Много лет работала в МБОУ педагогом-психологом. Могу привести кучу примеров, десятки историй. Наверное, сейчас проще найти ребенка, который не видит ничего пугающего, ложиться вечером спать и без приключений просыпается утром.
"Мальчик видит мертвецов. Боится спать один. Плачет, бьётся в истерике," - рассказывает мне бабушка. Очень переживает. Замечательная женщина, добрая и полная сил. С огромной радостью и любовью заботится о внуке. Брак сына распался. Жена ушла строить личную жизнь, оставив малыша свёкру и свекрови. Таковы факты. А шестилетний Саша позже подробнее расскажет, как ему живется. Мамы нет рядом, а папа на первом этаже их богатого коттеджа все время играет в приставку и плохо смотрит в его сторону. Зло смотрит на родного сына, так что ребенку становится жутко. Папа - сам как ребенок, ему немного за 20. Теперь Саша стал маминым любимчиком, а не он, единственный поздний сын, разочаровавший аморальным поведением. Отец и сын - соперники за внимание, за деньги, за большое наследство. Бабушка говорит мне с улыбкой: "Мы только одного боимся с дедом, что не доживем, не сможем помочь Сашеньке встать на ноги". Наверное, и Саше страшно это представить.
Мальчику трудно понять тревогу близких, чувства мамы и папы, бабушки и дедушки. Психике проще создать ситуацию, когда огромное напряжение, которым переполнено психическое поле семьи, было канализировано с помощью кошмара. Страшное видение - клапан, снижающий давление, и спасающий, как бы не парадоксально это звучало.
Исследования показывают, что психотические переживания низкой степени тяжести среди населения в целом являются обычным, но преходящим феноменом развития. То есть чаще всего кошмары со временем проходят. Такие видения - не всегда симптом психической болезни. Но если с ребёнком случится травма головы, насилие, длительный тяжелый стресс из-за учёбы, то тяжелые страхи и видения могут вернуться, многократно усилившись. Важно работать не с мертвецами, а со своими - "живыми" - чувствами. Психика Саши внимательно следит за здоровьем бабушки, настроением отца. Учится глубоко чувствовать происходящее с близкими людьми, понимать скрытые намерения и чувства. Этот навык тонко считывать окружающих останется с ним навсегда. Все скажут: "Это дар свыше!" Нет, это работа глубинных адаптационных ресурсов психики.