Занятное произведение французского автора XIX века про нравы разных сословий с повествованием в виде то ли приключения, то ли детектива, то ли пьесы, то ли судебного разбирательства — я бы сказал, что произведению есть чему удивить читателя.
[с. 7]
Кто не знает, между прочим, таинственных отношений Императора Александра I и г-жи Крюднер?
Я вот об этих отношениях только сейчас узнал. Здесь речь ведётся об ясновидящих и предсказательницах. И было интересно узнать, что Александр I имел такую занятную связь. Правда, вроде как, там влияние на правителя было минимально со стороны данной женщины (а ещё она была писательницей). Но мне сразу же в голову пришла ассоциация с Распутиным и Николаем II. Видимо, это какое-то популярное явление, когда у знатного правителя имеются свои ясновидящие.
[с. 76]
Если этим влюбленным после месяца экстаза не приходит счастливая мысль сесть в разные почтовые кареты, чтобы, по крайней мере, увезти хорошие воспоминания, то они начинают смертельно скучать, несмотря на луну, солнце, горы, озера и леса... Каждый из самолюбия боится признаться в этом, и тогда наступает раздражение, взаимные упреки, обвинения, и, пожалуй, споры и ссоры помогают, хотя немного, скоротать время.
Занятный на самом деле диалог герцогини и буржуа (разные сословия) про влюблённость и порочность. В данной цитате буржуа говорит о том, что идеальное представление о любви как нежном, верном и страстном (а речь ведётся в контексте порочного удовольствия) — это всего лишь иллюзия, которая в не кратковременной перспективе заканчивается ничем. И следующая цитата вдобавок.
[с. 76-77]
Какова бы ни была любовь, но она цветок молодости. В свое время она блестит волшебным блеском, благоухает. Но если её время пришло, а вы хотите ее сохранить, то сохраните, как цветок в гербарии: цвет поблекнет, запах улетучится, и останутся завядшие лепестки, засохшие листья, и понадобится этикетка, чтобы узнать, что эта пожелтевшая сморщенная вещь когда-то называлась любовью.
Всё то же рассуждение о любви, но о любви как о страстных чувствах (я бы это назвал влюблённостью или "желанием"), где основной послы, что не нужно зажимать себя в рамках сословий и нравственности, а отдаваться этому пороку быстро и чувственно.
[с. 94]
Оскорблять и раздражать людей всегда неприятно; но когда люди негодуют на прямой, бескорыстный поступок... что делать? Остается пожалеть их и продолжать жить счастливо и честно.
Это слова персонажа, который женился на герцогине, то есть женщине не своего класса, так как он обычный врач без титулов. А фраза... мне просто понравилось как она звучит.
[с. 122]
...есть ли что лучше простоты? Она означает искреннее, свободное излияние наших хороших естественных чувств; счастливое незнание, что прилично и что неприлично говорить, когда правда просится на уста. Простота не заботится о сдержанности в выражении добрых, благородных мыслей и чувствует инстинктивное отвращение ко всему искусственному, условному; она имеет смелость пользоваться счастьем без стеснений и ничем не жертвовать тщеславию. Да, простота — это здравый смысл хорошей души...
Не новые, но не плохие рассуждения о простоте в контексте "высшего общества", погрязшего в рамках своих предрассудков. И в этом же монологе герцогини, которая вышла замуж за обычного врача, есть ещё один интересный отрывок:
Часто я видела, что молодые женщины, страстно любившие своих мужей, сперва страдали от супружеской холодности, с какой встречали их наивную нежность, а потом мстили за себя. И это все лишь потому, что мужу неприлично быть и казаться влюбленным в свою жену, как какому-нибудь буржуа.
Просто мне показалось интересным, что жена может "мстить" (и здесь речь, скорее всего, про любовников) из-за отсутствия проявления чувств со стороны мужа. Весьма неплохо подмечено, тем более в контексте "высшего общества".
[с. 125]
...эти особы, к сожалению, должны были появляться в странных нарядах в театре, где разыгрываются жалкие комедии. Этот театр называется двором. И где... люди часто должны играть роли, которые противоречат их скромным, простым вкусам.
Здесь во фрагменте возникает забавный казус, когда одна из героинь, в силу своего не знания, неправильно высказывается о изображённых на портретах людях. Сначала называя одних королями, а потом актёрами. Но занятное объяснение о людях из высшего класса.
[с. 128-129]
Всякий — то, что он есть, и предлагает то, что имеет...
Мне почему-то кажется, что это достаточно известная фраза, так как я смутно припоминаю о том, что слышал её или видел уже не один раз. Или же это просто естественная истинна, которая и так приходит на ум, когда немного подумаешь.
[с. 186]
Предоставляем читателю вообразить себе разговор матери с дочерью с глазу на глаз о близком освобождении полковника Дюваля.
Это очень странное и неожиданное предложение, когда автор врывается в повествование, сообщая о том, чтобы читатель сам додумал за автора о диалоге двух персонажей. На столько неожиданное, что я не мог его не отметить отдельно.
[с. 259]
Бранить религию — эту спасительную узду, которая одинаково спасительна, чтобы усмирять чернь и проводить ее в подчинении и покорности через неизбежные бедствия от колыбели до могилы!
Весьма занятное понимании религии в контексте политики. Здесь в монологе представлены взгляды политического деятеля на французских радикалов, которые выступают против различных прослоек, в том числе и религии, служащих политическим рычагом.
[с. 375]
Сомнамбулы или люди, подверженные влиянию магнетизма, иногда поразительным образом угадывают будущее. И ввиду подобных фактов, пожалуй, благоразумнее не говорить, что это — невозможная нелепость, случайность. Алхимия также подвергалась диким преследованиям; над ней издевались с презрением, а ведь она была источником чудесных химических открытий. Но и то сказать, что на одно верное предсказание, которое исполняется в силу какого-то рокового, таинственного и до сих пор необъяснимого стечения обстоятельств, сколько их не сбывается и часто оказывается грубым, смешным обманом и надувательством! Будем же надеяться на прогресс науки; одна она может осветить и объяснить самые странные явления природы.
Мне просто понравился данный монолог, который и сейчас может быть весьма актуальным для некоторых лиц, яро верящих в чудеса предсказания и тому подобного; но который весьма разумен и аргументирован для того, чтобы не впадать в крайности "неверия" и отрицания всего на свете без признания некоторых заслуг подобных мистификаций.
Если кому интересно, то у меня есть Telegram-канал "Дневник человека. Четыре стены и мысли" , в котором я публикую впечатления от прочитанного, просмотренного и не только (ссылка на канал в Telegram). Спасибо за внимание!