Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

Нужны ли формы-таолу для тренировки боевого искусства?

Оглавление
Не так давно в группе опять всплыл вопрос о необходимости практики таолу для боевого искусства, а у меня как раз статья была двухгодичной давности по этой теме, делаю репост себя же, так как людей значительно прибыло и не все читали..
Владимир Амида

Всем привет!

Поступил вопрос - на сколько важно заниматься отработкой форм (#таолу ) в практике боевого искусства #ушу . Тема эта не нова и уже много раз разбиралась различными экспертами в теме с разных сторон.

Поэтому не претендуя на истину в последней инстанции, всего лишь поделюсь своими мыслями по этому вопросу, основанным на личном опыте и понимании. Должно сказать, что мнений по этому поводу масса: от категоричного: "вообще не нужно", до обратного: "тао - это наше всё ".

-2

Тема эта не так проста как может показаться в начале, поэтому начнём немного из далека.... с истории. Некоторые исследователи говорят, что в основе более древних форм таолу (букв.: тао 套 - набор, лу 路 дорожка, путь, т.е. набор дорожек или набор связок) лежат ритуальные боевые танцы, которые уходят в глубину веков, однако и сегодня у множества народов существуют боевые танцы, можно вспомнить те же казачьи плясы с саблей. Однако исторически формы можно проследить уже в эпоху монгольской династии Юань, что говорит о тренировке таолу - как об одной из самой древней форм практики. На сегодня наверное невозможно подсчитать всех форм таолу в различных стилях, но с уверенностью можно сказать что это не одна тысяча.

-3

Существуют стили с громадным количеством изучения форм, например в южно-китайском стиле цайлифо цюань (кант.: чойлифут ) таких форм более сотни и возникает вопрос: каким образом ученику не только изучить все эти формы за одну жизнь, но и быть способным применять техники заложенные в них. В других же стилях существует одна, но большая и конгломератная форма, которая и содержит в себе не только всю основную технику стиля, но и полноту принципов, методов и методик тренировки, тактику и стратегию, внутреннюю работу, вплоть до модели-прототипа "разворачивания" и "сворачивания" метафизических представлений И Цзин (Книги Перемен) о строении Мира, как это реализовано в большинстве т.н. нейцзя цюань (内家拳) стилях "внутренней семьи". А есть например стили в которых вообще отсутствуют таолу , например и цюань , иньлун и др., в которых изучается главных образом принципы, базовая работа и парная работа. Поэтому разброс по количествам форм в китайском ушу громаден, однако в среднем в любом стиле китайских ушу существует свой "джентльменский набор" состоящий из 5-10 форм с оружием и без.

-4

Теперь давайте немного разберём что тренирует форма таолу, здесь целый перечень:

  • кодифицирована базовая работа (цзибэнь гун / 基本功) и принципы работы с телом (шень фа / 身法).
  • нарабатывается принцип непрерывности техники (ляньхуань фа / 連環法), где завершение одного действие уже есть начало другого, подобно тому как инь переходит в ян и наоборот;
  • наработка самой техники или технических действий. Например в одной из форм тайцзи цюань с палкой (тайцзи гунь ), которая содержит в себе 36 форм, содержатся основные 24 технические действия (рубить, вращать, поднимать, отводить, колоть и т.д.);
  • тренируются стилевые принципы, которые в каждом стиле свои и особенные, но при этом в любом стиле есть чёткое разделение на пустое и полное, быстрое и медленное, ускорение и замедление, покой и движение и др. би-полярные пары монады инь-ян ;
  • тренируются способы перемещения ци ( 氣 ) по телу и генерация усилий и выбросов цзинь ( 勁 ), присутствует практически в любом стиле китайского ушу;
  • тренируются силовые, скоростные, функциональные качества организма. Каждый, кто например, выполнял традиционную форму с шаолиньской палкой знает, что уже после 2-3 кратного выполнения уровень физической нагрузки предельный. Развивается выносливость, способность сохранять дыхание ровным.
  • тренируются тактические принципы работы с противником, например в одной из прямолинейных форм багуачжан нарабатываются углы и способы входа в противника (всевозможные варианты обхода атаки противника, вхождения во "внутренние" и "внешние" врата и т.д.).
  • тренируются элементы повышенной сложности. В некоторых стилях присутствуют такие элементы как: приседания на одной ноге, техника равновесия (пинхэн фа / 平衡法), падения или прыжки и т.д.
  • есть таолу которые тренируют конкретные качества, например мягкость и эластичность (жоу гун / 柔功), или «внутреннюю мощь» (для этого в багуа тренируют динши ба чжан или "8 фиксированных ладоней").
  • тренируется работа с сознанием (и гун / 意功 ), здесь можно вспомнить древнее выражение: "Когда практикуешь одиночную форму - выполняй её так, словно вокруг много врагов, а когда ведёшь поединок - действуй так словно вокруг никого нет ". Т.е. другими словами нарабатываются методы, как сказали бы сейчас, аутогенной тренировки. В некоторых стилях даосского толка пошли ещё дальше, где практика выполнения формы стала одной из форм медитации и способов "взращивания внутренней киновари" (т.е. другими словами используются методы внутренней работы с психикой, сознанием, способностью управлять собой в экстремальных режимах и т.д.).

То есть по тому что же нарабатывается можем видеть что это комплексная работа, а не просто повторение движений.

-5

Теперь вернёмся к самой проблематике и вопросу озвученному в начале. Одна из самых больших проблем (на мой взгляд) в тренировке современного ушу в отличии от старого традиционного ушу то, что вся тренировка в ушу теперь состоит ТОЛЬКО из отработки форм таолу - это первое. Второе это количество, которое теперь далеко ушло вперёд. качества. И третья проблема это отсутствие понимания применения (юнфа / 用法 ) данных форм в поединке (про спортивное ушу я вообще молчу так как оно не относится к категории боевого искусства, а относится раздел "тао" к гимнастике, а раздел саньда к спортивному единоборству (СЕ) ). Теперь давайте разберём каждый из этих трёх пунктов немного подробнее:

1. Тренировка только таолу. Это одна из причин кстати, почему современное ушу потеряло свою боевую эффективность. Дело в том, что в традиционных системах тренировка таолу занимала отнюдь не главенствующее место в практике. Так например в практике шаолиньского ушу, где количество изучаемых форм для монахов могло доходить до нескольких десятков, тренировка форм составляла примерно 25% от всей тренировке, а оставшиеся 75% - это была специальная тренировка (знаменитые "72 тайных искусств"), которые по сути являются методами наработки специальных качеств, также в эти 75% входили методы наработки ударов по мешку, методы закаливания и поддержания здоровья, методы парной работы и т.д. Таким образом в 20 веке и особенно в его второй половине произошла глобальная переориентация на тренировку форм, а не самого поединка и методов специальной наработки.

-6

2. Громадное количество изучения форм - также действует скорее в минус чем в плюс. Знать конечно можно 10 форм, но "твоей" достаточно быть 1-2 форме, но той, смысл которой ты понимаешь и способен применить данные стилевые техники в бою, иначе это будет уже гимнастика. Здесь лучше руководствоваться принципом: "Лучше меньше - да лучше ". Отбери себе те формы, техники из которых ты сможешь отшлифовать до "неотделимости" от тебя, только тогда они станут "твоими", а не бутафорно-музейным экспонатом.

-7

3. Практика боевого применения форм и приёмов чжао (招) , в них содержащихся. Единицы отрабатывают вещи которые содержатся в таолу в парной работе. Большинство даже не знают "как оно работает". Но одной отработки и понимания мало, необходимо уметь интерпретировать техники, уходить от формы (сохранив принцип) в сторону свободного применения, ибо форма статична, а жизнь разнообразна.

-8

Канон всегда проиграет не канону. Амида(с).

Поэтому в стилях например "внутренней семьи" (условно и не только в них) - зачастую нарабатывают не конкретный приём чжао, а именно принцип, следуя обучению через принцип, поняв который - мастер способен применить одно и то же движение и как удар и как блок и как освобождение от захвата и даже использовать оружие на основе все того же движения.

-9

Итак, теперь резюмируем, нужна ли форма практики с формой (простите за "масло масляное"). Однозначно НУЖНА, НО!!! Почему нужна и почему - но?

-10

Я видел много занимающихся СЕ и ТКБИ, так и тех кто не занимаются вообще, но имеют такое желание. Большинство людей не практикующих таолу - конкретно "деревянные", "скованные", "костные", не гибкие, очень закрепощённые и с отсутствием того, что называется фансун (т.е. "не разфансуненные"). И это не в 40-50 лет, а уже в 25-30. Однако если тело не подвижно, не эластично, не мягко - то будет весьма сложно освоить, а тем более применить реально большинство техник (не важно в каком стиле). Однако с другой стороны я постоянно вижу практиков "только форм" чаще в тайцзи, всякие там #у-син и др. псевдо-традиционные группы по изучению ушу, где не то, что не изучают парную работу, а даже не имеют ни малейшего о ней представления, при этом имеют стойкое убеждение (читай "веру"), что "я занимаюсь высшим даосским искусством в отличии от вашей физкультуры ", как правило это или субтильные "ботаники" или громадное количество тех, кого сейчас принято обозначать интернет-мемом "шизотерики ". Теперь про "НО!!!". Тренировать форму таолу необходимо, однако тренировать правильно, что это значит?

-11

А вот что:

  • практиковать форму таолу , не более 50% от всей тренировки, а вторые 50% обязательно должны содержать в себе: парную работу, специальную работу, физическую работу (физо) и другие методы и методики в соответствии со своим стилем и направлением;
  • выделить для себя 1-2 формы, в которых отрабатывать все боевые применения, при этом гибко интерпретируя техники и применения. Например в #багуачжан существует метод, при котором после тщательной наработки удара внутри формы - отрабатывается дорожкой только один удар, пока он не наполнится мощью. После чего данный удар ставится по поверхности. Это может быть дерево, врытая доска, груша боксёрская, противник в защитном снаряжении и так далее. После чего данный удар из формы трансформируется и видоизменятся, если в форме он шёл разноименной рукой и ногой с шагом вперёд, то теперь его нужно тренировать и одноименной рукой и ногой, с шагом назад, в сторону, по диагонали вперёд и назад, на развороте и так далее. Только так ваша форма и в конечном итоге, таолу - оживёт. Иначе это будет просто «мертвый продукт» и дань традиции в которой вы ничего кроме эстетического и частичного оздоровительного эффекта не достигнете.
  • тренировать не только одиночные таолу, но и парные дуйлянь ( 対練 ), они есть почти во всех стилях традиционного ушу, но не новые гимнастические дуйлянь , а именно старые, простые и незамысловатые.
  • быть способным «вычленять» из канонического тао отдельные технические действия и соединять их в свободном порядке, т.е. например в форме у вас следует ляо – пи – сао – хэн (удар снизу вверх – рубящий – сметающий – поперечный), а вы теперь попробуйте свободно менять их местами и плавно соединять. Именно так ваше таолу оживёт, раскроется и начнёт работать. Этого практически никто сейчас не делает. А ведь по сути – это и есть продолжение работы с таолу.
  • ещё раз скажу о боевом применении (юнфа / 用法 ), если вы хорошо наработали форму таолу (до чётких и хорошо проявленных фа цзинь / 発勁 ) обязательна нужна парная работа, причём с разными партнёрами и разной степенью свободы.
-12

Таким образом можно сказать, что если тренировать традиционное ушу правильно, то тренировка таолу - обязательна и она принесёт вам массу плодов, однако если тренироваться не правильно, то вы получите скорее имитацию боевого искусства. Это мы сейчас и видим в большинстве случаем. Таолу даёт массу преимуществ: расширяет диапазон познаний, даёт целый ряд стилевых и функциональных кондиций, позволяет оживить традицию, соприкоснуться с тем же, с чем соприкасались мастера древности, однако это должен быть именно традиционный комплексный и системный подход, только тогда открывается глубина, только тогда древо всходит – давая истинный плод реализованного гунфу (功夫).

Удачи в практике!

Данная статья не является учебным пособием, но лишь указывает на личный и постоянный поиск, желательно под присмотром опытного наставника.

С уважением, Глава Общества изучения багуа чжан "БАГУА МЭНЬ" (с) Владимир Амида.

От Редакции канала:

К сожалению чрезмерный уровень загрузки не позволяет нам завершить давно уже обещанную статью по генезису таолу в рамках традиционного ушу. однако хочется дополнить вышеприведённое мнение следующими моментами:

  • таолу как часть методики тренировки восходит как минимум к временам династии Сун и в годы правления Юань, по понятным причинам, как раз уходит в тень;
  • сущностный смысл таолу есть "библиотека для передачи знаний для последующих поколений", это сохранялось даже после использования таолу как метода для обучения широких масс населения в годы Боксерского восстания;
  • как и все остальные явления в рамках китайской культуры, ушу тоже содержит Инь и Ян:

1. «Цюань» (拳 quán) - это разучивание и отработка базовой техники, формальных комплексов таолу , приемов, движений и так далее,

2. «Гун» (功 gōng) - это набор вспомогательных методов. В этот раздел традиционно входят разнообразнейшие методы т.н. «внешней» и «внутренней» наработки, в том числе и пайдагун (укрепление тела).

Ну и самое важное для нормального ушуна изложено в этой известной поговорке:

练拳不练 功, 到老一场空!

Всем хороших тренировок!