Интересно, как часто пещерные ландшафты попадают на сцены классических театров? Может, это вообще единичный случай? В 2019 году в Уфе, на главной сцене республиканского театра оперы и балета состоялась премьера спектакля «О чем молчат камни». Это одноактный балет, относительно содержания которого на сайте театра написано следующее:
Балет «О чем молчат камни» перенесет зрителей в потрясающее по красоте и природе место Башкортостана – пещеру Шульган-Таш, которая в древние времена служила не только надежным убежищем, но и являлась своеобразным капищем, где совершались культовые обряды. По версии создателей балета, Шульган-Таш – одно из тех мест, где зародилось искусство, а первым художником была прекрасная девушка, подарившая потомкам загадочные образы древнего мира.
Декорации спектакля – Зал рисунков, общий вид на композицию, расположенную на западной стене. Костюмы артистов тоже несут в себе вполне узнаваемые элементы наскальной живописи пещеры Шульган-Таш. Насчет достоинств и недостатков самого балета пусть специалисты высказываются. Я же хочу кратко напомнить историю открытия этой удивительной подземной галереи. Оно состоялось в 1959 году и принадлежит Александру Рюмину.
Выпускник МГУ, кандидат биологических наук, потомок дворянского рода Рюминых-Марлинских всерьез увлекался древнейшей историей и не понимал, почему следы людей времен Ледникового периода находят лишь в районе Пиренеев. Ведь Южный Урал в эпоху глобального похолодания тоже был вполне комфортен для проживания. Рюмин решил искать сам и поехал на Урал, устроившись работать в Башкирский заповедник. По аналогии с Перинееями сосредоточиться он задумал на пещерах. Первой стала Капова (так тогда называли Шульган-Таш). В своих дневниках Александр Рюмин описал эту экспедицию так:
...После долгих поисков, устав и отчаявшись найти рисунки, решено было возвращаться… У меня остались надежда и последние полчаса. Я снова подумал где лучше искать рисунки и скульптуру… Искал только по лучшим местам. Ура! Со стены смотрят звери, нарисованные первобытным человеком...
На сегодняшний день обнаружено более 200 рисунков. Помимо зверей встречаются абстрактные символы, иногда достаточно сложные. Много споров вызвала так называемая «трапеция с ушками», знак, многократно повторяющийся в подземной галерее Шульган-Таша и не встречающийся нигде в Европе. Возможно, он символизирует женщину – главу рода, а количество линий указывает на число ее детей.
Рисунки создавались в разное время и разными авторами. Краску делали, используя бурый железняк, глинистые и карбонатные охры, а также жир и кровь животных. Вероятно, подземная галерея заполнялась, начиная с позднего палеолита и заканчивая ранним неолитом. Более того, наверняка сохранилась лишь часть рисунков, законсервированная в глубине пещеры. Все, что было нарисовано в привходовых частях, утрачено из-за перепадов температуры и активной эксплуатации пещеры людьми. Кстати, возраст рисунков ученые оценивают в 14-28 тысяч лет.
P.S. При подготовке статьи использована книга «Урал. Точки притяжения» (Светлана Логинова, Издательство Азимут, 2020 год).