Найти тему

Речевые штампы в тексте: все не так однозначно

Оглавление

Приветствую вас, друзья, на канале «Записки литературного редактора». Поговорим сегодня о штампах.

«Штампы — это зло! От них надо избавляться» — такова общепринятая позиция. Об этом пишут на литературных сайтах и форумах, на каждом углу вещают критики и ведущие писательских курсов. Однако не всё так однозначно, тем более понятие «речевой штамп» довольно расплывчатое.

Что это такое

Речевые штампы – это словосочетания, фразеологизмы или речевые обороты, которые настолько часто повторяются из текста в текст, что начинают раздражать, как какой-нибудь затасканный шлягер, который звучит «из каждого утюга». Иногда таких речевых оборотов в тексте столько, что он уже перестаёт быть авторским, тем более уникальным. Кстати, некоторые авторы Дзена возмущаются по поводу того, что их каналы ограничивают в показах за неуникальный контент, хотя статьи они писали сами. Сами-то сами, но чьими словами? Часто такая проблема возникает из-за чрезмерного увлечения штампами. Программа проверки уникальности эти выражения определяет как заимствованные, ведь они используются в десятках других статей и на многих сайтах. Какая уж тут уникальность!

В зависимости от сферы, в которой они появились, речевые штампы бывают разного вида:

  • Публицистические или журналистские: «усталые, но довольные они возвращались домой»; «из достоверных источников стало известно»; «общеизвестно, что…»; «власти делают всё возможное»; «сколько копий сломано»; «встреча на высшем уровне»; «ни для кого не секрет»; «окунуться в атмосферу»; «высокие темпы роста» и т. д.
  • Канцелярские: «ввиду отсутствия», «вышеупомянутые» и «нижеподписавшиеся»; «находится в состоянии»; «осуществлять» «нельзя не отметить»; «имеет место» и др.
  • Копирайтерско-рекламные: «гибкая система скидок»; «ведущий производитель»; «динамично развивающаяся компания»; «высокопрофессиональная работа»; «индивидуальный подход к каждому клиенту» и т. д.
  • Научные штампы: «одна из актуальных проблем»; «интерес к проблеме обусловлен»; «данному вопросу (проблеме, теме) посвящены следующие работы»; «как отмечалось выше» и др.
  • Литературные: «длинноногая блондинка»; «холодна как лёд»; «пронизывающий взгляд»; «кошачья грация»; «руки как крылья»; «брутальный мужчина»; «волевой подбородок»; «скупая мужская слеза»; «бросить обвинения»; «обрести свободу» и т. д.
Долго думала, какими картинками вас порадовать. Ну не штампами же на самом деле?. Решила, пусть будут собаки с книжками. Тем более собаки занимают в нашей семье не меньшее место, чем кошки. У меня к ним особое отношение. Художник Frank Paton.
Долго думала, какими картинками вас порадовать. Ну не штампами же на самом деле?. Решила, пусть будут собаки с книжками. Тем более собаки занимают в нашей семье не меньшее место, чем кошки. У меня к ним особое отношение. Художник Frank Paton.

Это, конечно, только примеры. На самом деле штампов огромное количество, и вполне можно изъясняться почти исключительно ими, вставляя в некоторых местах предлоги. Интересно, что границы разных видов штампов не жёстко заданы. Затёртые слова и выражения из делового и научного стилей могут попадать в публицистический, литературный и вновь формирующийся рекламно-копирайтерский. А вот из литературного в деловой и научный не могут. Их там на дух не переносят.

Как рождаются штампы

Рождение таких словосочетаний — процесс довольно интересный. В момент появления они штампами совсем не являются, а даже, наоборот, эти уникальные, оригинальные фразы делают текст ярче, выразительнее. Они максимально точно позволяют автору донести свою идею до читателей. И почувствовать свою гениальность, чего уж там. Собственно, и канцелярит тоже во многом состоит из слов, максимально точно передающих нужную в деловом стиле информацию.

Но беда таких словосочетаний в том, что они привлекают своей оригинальностью или точностью, и другие авторы с энтузиазмом начинают их вставлять в свои тексты. Постоянное повторение делает эти оригинальные когда-то выражения, сначала привычными и скучными, а потом и затёртыми, и раздражающими. А в эпоху интернета процесс тиражирования ускоряется во много раз. И получается, что очень быстро уникальные авторские фразы становятся штампами.

В качестве примера могу привести популярное сейчас выражение, которое уже превратилось в штамп: «сделать кусь». Многие из тех, кто его частенько употребляет, даже не знают, что впервые оно появилось в книге О. Громыко и А. Уланова «Космобиолухи» в инструкции к Шоаррской киберлисе, как «лживый кусь». Совсем немного времени понадобилось, чтобы этот «кусь» разлетелся по всему Рунету.

 Взгляд такой виноватый. А вы не раскидывайте книги где попало. Не вводите собачку в искушение. Художник  Daniel Kevin.
Взгляд такой виноватый. А вы не раскидывайте книги где попало. Не вводите собачку в искушение. Художник Daniel Kevin.

Такая судьба у многих авторских фразеологизмов — став народным достоянием, они быстро утрачивают оригинальность и превращаются в штампы. Поэтому граница между оригинальным высказыванием и штампом очень размыта, точнее, её нет вообще. Однако это не значит, что все фразеологизмы и привычные метафоры запрещены к употреблению. Но об этом чуть позже.

А сейчас разберёмся, в чём же привлекательность штампов для авторов, почему они даже против нашей воли вылезают в тексте.

Немного психологии

Ну, куда же без неё, ведь текст рождается в голове. Итак, человеческая мысль всегда движется по проторённому пути, сбить её с этого пути очень непросто. Всё дело в условно-временных и ассоциативных связях, которые возникают в коре головного мозга в результате повторения одних и тех же действий или одних и тех же слов.

То есть однажды встреченное выражение может и не запомниться, а вот если словосочетание встречается часто и в разных текстах, то оно прочно закрепляется в памяти. И такие фразы начинают выскакивать непроизвольно, когда появляется необходимость сформулировать какую-то мысль. Действительно, зачем мозгу напрягаться и придумывать что-то новое, если слов в памяти и так достаточно?

Поэтому я всегда говорю, что много читающий человек и хорошо пишущий – это далеко не всегда один и тот же человек. Тут важно научиться контролировать процесс словесного оформления мыслей и образов, но это лишние энергозатраты. Значительно легче, проще и приятнее писать с ходу теми словам и выражениями, которые первыми приходят в голову. А это чаще всего штампы.

Художник Пауль Герман Вагнер.
Художник Пауль Герман Вагнер.

Можно ли считать штампы абсолютным злом?

Сразу отвечу – нет. Это часть нашего языка, во многом продукт коллективного сознания. Они как бы объединяют людей, позволяя не только быстро сформулировать свою мысль, но и также быстро понять собеседника, а не гадать, что кроется за его «оригинальничанием». Но тут следует соблюдать меру и не переходить грань, когда речь полностью утрачивает индивидуальность и просто становится набором штампов.

Что касается художественных текстов, то тут штампы выполняют ещё две функции.

  • Они создают эффект узнавания. Интересно, что этот эффект очень древний и связан с реакцией мозга на всё знакомое, привычное, а значит, проверенное и безопасное. Эффект узнавание во время чтения также вызывает положительную реакцию на текст, словно пришёл в знакомое место или встретил хорошо знакомого человека. Правда здесь есть и оборотная сторона, когда знакомое превращается в скучное. И в этом случае грань между пользой и вредом штампов очень неуловимая, её легко перейти и лишить свой текст индивидуальности, а у читателя вызвать раздражение и скуку.
  • Функция триггеров. Триггер в психологии – это крючочек, цепляющий человека и вызывающий у него определенную реакцию. Подробно о триггерах в литературе можно прочитать в другой статье. Так вот, штампы – один из видов триггеров, они быстро узнаются читателем и также быстро вызывают у него нужные автору ассоциации и эмоциональные реакции.

Но совет избавляться от штампов даётся не зря. Так как далеко не каждый автор способен так вписать их в текст, что они, сохраняя свои функции, остаются незаметны читателю, а значит, не вызывают скуки и раздражения. А насколько он способен так умело использовать штампы, решает каждый писатель сам. И ответом на такое решение будет реакция читателя. А она может быть негативной и в случае чрезмерного оригинальничания, когда, пытаясь понять, что хотел сказать автор, приходится продираться сквозь текст как сквозь колючий, пусть и красивый, кустарник.

На этом сегодня всё. Удачи и творческого настроения!