За 2020 год в США продажи товаров и ингредиентов для домашней готовки выросли на 11,7%. Согласно отчету Rabobank, этот показатель более чем в два раза выше относительно среднего роста за последние 5 и 10 лет.
По данным компании, рынок давно не видел такого интенсивного роста. Фактически, 58% всех расходов на продукты питания составили именно траты на товары-ингредиенты, предназначенные для домашнего приготовления. Это примерно на 10% больше, чем до пандемии, подобного уровня расходов на эти группы товаров рынок не знал с 1985 года.
Отмечается, что период пандемии заставил потребителей изменить свои предпочтения и пересмотреть приоритеты в выборе продуктов. По мнению Rabobank, рост показателей сохранится в 2021 году, в результате чего и производители, и поставщики сырья будут вынуждены наращивать мощности для удовлетворения спроса.
В краткосрочной перспективе ситуация будет складываться благоприятно для розницы: потребители еще не скоро вернутся к привычке посещать рестораны и кафе так же активно, как до пандемии. Более того — закрытие привычных точек общественного питания дополнительно стимулирует интерес к домашней кухне. Многие продолжат закупать продукты впрок из-за неустойчивости цен и продолжающихся колебаний в поставках.
Если говорить о долгосрочной перспективе, большей популярностью станут пользоваться продукты питания и напитки с витаминными добавками и компонентами, стимулирующими иммунитет. Причина этого в том, что после пандемии потребители станут больше внимания уделять диете как одному из элементов, определяющих их здоровье.
Немаловажными факторами при выборе товаров станут забота об окружающей среде и экологичность. Так, уже в 2020 был отмечен рост доли органических продуктов питания в разных товарных группах. И эта тенденция отмечена не только в США: по данным Soil Association, в прошлом году рынок органической продукции Великобритании вырос на 12,6%.
Более распространенной станет работа на дому, ее уровень останется высоким даже после полного снятия ограничений. В сочетании с ростом возможности и желания потребителей готовить и питаться дома, это может увеличить перспективы роста некоторых групп товаров (например, наборов для приготовления блюд).
Продолжит расти онлайн-торговля, все большее количество магазинов начнут развивать свое присутствие в интернет-сфере — это стимулирует их улучшать сервис и работать над ассортиментом в целях повышения конкурентоспособности. Соответственно, действующие лидеры будут вынуждены активнее бороться за лояльность покупателей.
Что же касается предприятий общественного питания США, основной рост этого сектора в годовом исчислении, утверждают специалисты Rabobank, придется на второй квартал 2021 года — этому способствуют вакцинация, ослабление режима самоизоляции и, возможно, дополнительные меры господдержки.
Тем не менее, замечают эксперты, полученные в текущем году показатели, даже при относительном восстановлении продовольственной системы, будут на 5–10% ниже аналогичных показателей 2019 года.