Найти тему
Православный

Когда важнее всего вспоминать свои грехи? | Протоиерей Андрей Ткачев

Андрей Ткачев - священнослужитель Русской православной церкви, митрофорный протоиерей, клирик храма святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области, проповедник и миссионер, телеведущий.
Андрей Ткачев - священнослужитель Русской православной церкви, митрофорный протоиерей, клирик храма святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области, проповедник и миссионер, телеведущий.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Одна из моих пасторских целей, требуемых совестью священника - это влюбить людей в Священное Писание. Помочь им открыть Писание самим и заниматься им какое-то время в день, уделять изучению Писания какое-то время жизни. Об этом, на самом деле, на спросят.

Полюбить нужно Литургию и Писание, Чашу и Книгу.

Ну и вот, как-то мы открыли Экклезиаст на 7 главе, благодаря блаженному Иерониму и вот я хотел бы из этой главы прочесть еще несколько вещей, которые мне кажутся чрезвычайно важными и очень актуальными.

Они написаны царем, давно, еврейский царем, сыном Давида, Соломоном, так давно, что страшно подумать, а тем не менее это актуальнее, чем свежая пресса.

Свежую прессу можно иногда даже и не читать, полистал-полистал и выбросил, а вот это никуда не денешь, оно остается навсегда.

Итак, жизненная рекомендация:

Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.

Это не есть топовая вещь, вершина праведности, потому что можно сказать уже сегодня человеку, во дни благополучия - благодари, а во дни несчастия - молись Богу о помощи и вспомни грехи свои, лишний раз оплачь свои беззакония.

Здесь так не говорится, потому что говорится ветхозаветному человеку. Но даже если так поступать, тоже хорошо.

"Во дни благополучия пользуйся благом" - пользуйся, не сходи с ума, не гордись, просто пользуйся благом.

"Во дни несчастья размышляй" - вообще, несчастья делают человека философом. Только тот умеет размышлять и только тот умеет вслушиваться в чужие речи, кто наскорбелся, натерпелся, наелся горького, у кого сердце огорчено.

Это все Господь делает и так и так, чтобы ты и в этом пожил и в другом пожил, чтобы ты ничего не мог сказать против Бога.

Но, повторяю, что это не вершина праведности, потому что гораздо выше новозаветная рекомендация - если все хорошо у тебя, пользуйся и благодари. И делись, согревай своим благом замерзшего. А когда плохо тебе, вспомни грехи свои, чтобы не осуждать и не роптать, не спрашивать "За что?". Самый глупый вопрос на свете. Что, мало что ли за что? И постарайся покаянием и молитвой снискать Божью милость обратно.

Вот еще чрезвычайно интересная вещь:

Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?

Это у нас правая сторона, это грехи справа. Не будь слишком строг, не выставляй себя слишком умным. Это такой ригоризм, нарочитая праведность, возле которой страшно находиться.

Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?

То есть, Соломон дает нам правую и левую крайность. Есть грехи справа и грехи слева, об этом пишет Псалом 90. Падет от страны твоя тысяча, то есть с левой стороны от тебя упадет тысяча врагов. И тьма одесную тебе, гораздо больше врагов падет справа от тебя и к тебе не приблизятся.

Грехи слева это явные грехи. Воровство, сквернословие, наркотики, пьянка, блуд-переблуд, это всё слева, такая свинская грязь, которая понятна всем, даже не верующим.

А грехи справа, это грехи, которые приходят к гордым праведникам, таким, которые думают что они лучше всех, а я вот высоко поставлен, а я не простой человек, а я то, а я сё. Придумал себе что-то о себе и наслаждается своей мнимой праведностью и своими мыслями о себе самом. Вот это справа и там больше опасность.

И Соломон это все развел по полюсам, плюс-минус, право-лево, поэтому нужно искать середину.

Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя? - Такие люди просто погибают.

Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время? - Живущие кое-как это безумцы. Ты бы мог жить 80 лет, а ты взял и умер в 25, почему? В твоей лампаде масла было еще лет на 60, но твоя лампада упала и разбилась, она не выгорела, она не светила, она упала, ты уронил ее. Зачем тебе умирать не в свое время?

И дальше вывод:

Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того.

То есть, пройдешь посерединке, не будешь слишком строг, не будешь безумен и не погубишь себя, не умрешь не в свое время.

Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе.

Седьмая глава Экклезиаста - по каплям, как лежащим под капельницей, надо капать человеку внутривенно Божие Слово, потому что слабый, бедный, больной современный человек лежит как бы в реанимации.

Ничего не знает, ничего не понимает, всего боится и вечно заблуждается.

Читайте Божие Слово и любите Литургию! Помогай вам, Бог!

Церковь Божия, Литургия и Писание!

До свидания, пока что до свидания!