Все люди – разные. Кто-то любит поболтать, а кто-то наоборот, всегда молчалив. Правда ли, что молчать всегда лучше, чем говорить? Влияет ли это как-то на спасение души?
И слово, и молчание бывает по разным причинам.
Однажды прп. Иоанну Лествичнику рассказали, что в одном из скитов на Синае есть брат, который стяжал молчание. Этот человек не только не разговаривает, но даже не слушает, не участвует в суете земной. Прп. Иоанна это очень тронуло, и он специально пошел туда.
В это время братья несли послушание, работали. Святой Иоанн присоединился к ним и стал следить за тем монахом. А тот, действительно, не только не говорил ни с кем, но и в мыслях находился где-то далеко. Это было видно со стороны.
На отдыхе преподобный Иоанн подошел к нему: «Брат, прости меня, Христа ради, открой уста. Скажи мне кратко, для спасения души моей, как тебе удается так молчать? Как этому научиться?»
А монах так важно повернулся, снизошел и ответил, глядя на окружающих: «А с кем здесь говорить? С этими собаками что ли?»
Вывод какой? Причина молчания бывает разная. И причина говорения – тоже.
Например, известный духовник в советское время Александр Ельчанинов в своем труде интересно называет порок тщеславия «твердыней сатанинской». И самым ярким его признаком выступает многословие, которым и проверяется тщеславный человек. Т.е. и говорливость может обнаруживать собой греховное состояние.
Поэтому, и то, и другое бывает как отрицательно, так и положительно. Уста апостола Павла не заключались, он в тюрьме проповедовал, и это благо было во имя Христово. А кто-то молчал, ради Христа, например, как Иов несколько дней, сидя на пепелище, развалинах своего дома.
Как определить, что грешно, а что – спасительно?
Нужно ответить себе на вопрос: чем мотивировано молчание (говорение)?
Если человек молчит, боясь, что над ним будут смеяться, имея какие-либо комплексы, то это – признак тщеславия. Нужно бороться с этим. А если у него есть устроение: «Для чего пустое молоть? Лучше бы делать дела благие», – это будет спасительно.
Главное: по какой причине и для какой цели. Само по себе молчание и говорение не есть добро и не есть зло. Говорим ли, молчим ли, делаем ли, не делаем – помним о том, какую оценку всему этому даст Господь. Тогда и от греха убережемся.
По проповедям и беседам о. Владимира Головина.
МОЖЕТ ЛИ НЕ СЛЫШАТЬ БОГ? Три распространенные ошибки, которые совершают молящиеся