Найти в Дзене
Верхушка айсберга

"Пролетая над гнездом кукушки". Макмёрфи vs Рэтчед

"Пролетая над гнездом кукушки" - роман Кена Кизи, был экранизирован Милошом Форманом с Джеком Николсоном в главной роли. А не так давно был запущен сериал о медсестре Рэтчед (другой перевод - Гнусен). Это не просто история о пациентах психбольницы. Это история о страхах и их преодолении, о противостоянии системе, о роли отдельно взятого человека в этой системе - роман наполнен множеством смыслов, он стоит того, чтобы его прочесть. И узнать чуточку глубже.

Я выделяю тему страха и его преодоления как центральную (о страхах в романе поговорим в другой раз). Все второстепенные герои, а также Вождь (рассказчик) проходят путь преодоления страха, один Макмерфи идет от обратного: он в этом смысле жертвует собой ради других. В некотором роде такой же путь проходит и медсестра Гнусен - от уверенной авторитарной власти до полного поражения.

Интересно проследить динамику поведения Рэндла Макмёрфи в сопоставлении с тактикой его антагониста мисс Гнусен. Именно через внешние проявления противостояния этих двух персонажей возможно пронаблюдать, как проходили изменения и в переживании страха героями.

В первой части романа изображено осторожное налаживание контактов (первое, что он делает – с каждым здоровается за руку, а с Вождем настойчиво пытается заговорить, чем вводит его в замешательство), знакомство с нормами поведения и определение тактики их нарушения. В центре находится противостояние медсестре как главному источнику запретов – заключение пари, разрешение на карточные игры в отдельной комнате и на просмотр бейсбольного матча. В связи с этим действия медсестры – сначала мягкий отказ с попыткой обоснования целесообразности (радио), затем – намеренное отступление, самоустранение. Для Макмёрфи вызов медсестре – игра, психбольница – место, задающее условия игры.

Интересно, что для медсестры Гнусен больничное отделение – ее «внутренний мир». Она не разделяет свою жизнь на личную и профессиональную, поэтому вмешательство Макмёрфи воспринимается ею остро, воинственно и как личный вызов.

Макмёрфи же четко воспринимает больницу как временное ограничение его свободы, новое приключение. «За этим я и прибыл в ваше заведение – развлечь и повеселить вас, чудаки», - говорит он всем. Его прошлая «другая» жизнь наполнена яркими красками с ее веселыми и горькими событиями, но Макмёрфи обо всем рассказывает с улыбкой, играючи. Мотив смеха сопровождает его с первых шагов в отделении.

Вторая часть романа – смелые решительные действия прерываются временным отступлением Макмёрфи, тактика Гнусен в данный период – планомерное восстановление порядка в отделении. Медсестра полагала, что Рэндл сдался. У него проявились первые признаки страха – остаться в больнице бессрочно (экзистенциальный страх – потерять себя и свободу), когда он узнал, что пациенты (включая Хардинга, Билли и погибшего Чесвика) проходят лечение добровольно, в отличие от него. Гибель Чесвика и откровение от «острых» заставляют Макмёрфи забыть о страхах. Он готовится к новому прорыву - разбивает стекло у наблюдательного пункта мисс Гнусен. Иначе говоря, он не смиряется с ограничениями и как бы разбивает условную границу от внешнего мира – окно – оно служило дистанцией и разделяло пациентов как несвободных и персонал как людей, которые свободно выходят из больницы.

Больница для него теперь не просто объект со стороны (чужое пространство, о котором что-то знаешь, но никак не соприкасаешься с ним). Макмёрфи включается в ее внутренний мир, он осознает, что пациенты и Гнусен – не элементы игры. Ведь все пациенты воспринимают условия пребывания в больнице и контроль над ними старшей медсестры как единственно правильную и возможную данность, то есть с максимальной серьезностью. Как только Макмёрфи осознает серьезность своего положения, видит гибель Чесвика, слабость «острых», он и сам проникается страхом.

Третья часть романа показывает пренебрежение Макмёрфи всеми правилами и нормами приличия. Провокация с его стороны как отчаянный жест что-либо изменить (рыбалка – выход из больницы). Мисс Гнусен постепенно меняет тактику на наступательную.

С образом Макмёрфи связан комплекс эротических мотивов. Уже в самом начале романа он провоцировал мисс Гнусен неприличными замечаниями и шутливой демонстрацией своего обнаженного тела, публичными откровенными рассказами о сексуальном опыте. А в третьей части и вовсе отправился с пациентами на рыбалку в открытое море, взяв с собой девушку, тем самым, подавая им, как своим «подопечным», наглядный пример общения и поведения с женщинами.

Четвертая часть романа – последние всплески активности Макмёрфи. Он на грани усталости и отчаяния, но, что интересно, уже проявляет искреннюю заботу о своих «подопечных», переходит на стадию жертвы во имя блага других. Что раскрывается в микросюжете с ночным гулянием в отделении, когда он устроил всем «праздник», привел посторонних – знакомых девушек и, главное, отказался бежать из больницы один. Следует сказать, что в этом микросюжете проявлены сразу три мотива: эротический; а также вызывает у больных, раскрепощенных алкоголем и мечтами о будущем, общий смех; показывает, каков он на самом деле. Планируя сбежать, Макмёрфи не делает этого, заботясь о тех, кто в клинике останется, и что после своего ухода порядки старшей медсестры вернутся, и тогда вся его борьба потеряет смысл.

У мисс Гнусен – реакция «победителя», ею принимаются решительные меры (собрание с докторами по поводу перевода Макмёрфи в буйное отделение и проведение ему электрошоковой терапии в целях профилактики). Доведение ею Рэндла до эмоционального истощения путем внушения ему чувства вины за самоубийство Билли и смерть Чесвика, провокация ею на драку с ним. Общее состояние Макмёрфи – подавленное, но не сломленное. Так, при нападении на Гнусен он вовсе не сдается, а издает крик «затравленного зверя», которому только и осталось, что защищать свою жизнь. И он выиграл, поскольку добился появления страха у «механистичной» Гнусен.

Медсестра выбирает крайнюю меру, поскольку электрошок не заставляет Рэндла сдаться (напротив, его авторитет среди больных подрывает ее влияние на больных и становится незыблемым), ему назначают лоботомию, что превращает Макмёрфи в «овоща». Фактически это смерть героя еще до того, как Вождь усыпляет его подушкой в день своего побега.

Таким образом, из ситуации, когда Макмёрфи считал психбольницу удачным вариантом избежать работ в тюрьме и воспринимал свое пребывание как забавное времяпрепровождение, он включился в быт и порядки учреждения. При этом не просто соблюдая внешние условности, а принимая личное участие. Больница стала частью его внутреннего мира. Постепенно не просто из интереса находит себе врага – мисс Гнусен, но и осознает весь трагизм и серьезность обстоятельств, в которые угодил. После нескольких, как он считал, невинных проступков, давших ему легкую победу над Гнусен, Рэндл, становясь героем у «острых» пациентов, получает первые шокирующие откровения для себя. Макмёрфи переходит к более решительным действиям, но целью его уже становится борьба не только за себя, но и за оставшихся «острых» больных, за их преодоление страхов перед мисс Гнусен в том числе.

Это -отрывок моей диссертации по филологии.

Продолжение об этом романе следует...