[...]
Петропавловской обороне посвящена выпущенная в этом [1952 — А.П.] году книга М.А. Сергеева «Оборона Петропавловска-на-Камчатке». Автор — ленинградский писатель, в прошлом был членом правления Акционерного Камчатского общества, жил и работал в Петропавловске, хорошо знает Камчатку, много изучал её историю. Его перу принадлежат книги о Камчатке, Корякском национальном округе, Курильских островах и другие. [...]
К существенному политическому пробелу книги нужно отнести утверждения М.А. Сергеева о самоубийстве главнокомандующего эскадры Прайса. Автор пишет, что Прайс, «по объяснению иностранной печати, покончил с собой, боясь ответственности за недопустимую медлительность и нерешительность, проявленные им во время преследования русской эскадры…» «Очевидно, отчаявшись захватить “Аврору” и “Двину”» и взять Петропавловск. Прайс и решился на самоубийство…»
Рассуждая о беззастенчивой фальсификации истории иностранцами, автор и сам некритически отнесся к литературе по изучаемому вопросу и встал на путь перепевов ложных утверждений иностранной литературы. Непонятно, почему автор не использовал по данному вопросу русские источники, достаточно достоверные и авторитетные. А между тем эти источники говорят о другом. Вот что пишет об этом факте известный исследователь Камчатки К. Дитмар — современник тех событий, ближайший сотрудник Завойко.
«Во время этого движения на кожухе шедшего впереди парохода стоял высший офицер, оживлёнными движениями отдававший приказания, как вдруг с батареи № 4 пронёсся картечный выстрел и снёс с места названного офицера. Немедленно после этого происшествия неприятель отошёл далеко от берега в залив, и сражение на сегодня закончилось. Убитый высший офицер был не кто иной, как адмирал Девис Прайс, о котором позже англичане распространяли слух, что он сам застрелился. Однако для самоубийства в то время не было ещё ни малейшего основания, так как в самом начале чересчур превосходящему неприятелю нельзя еще было предвидеть позорного поражения, которое последовало позже…»
Версия о самоубийстве Прайса, как видно, начала исходить из английских источников, автору, следовательно, нужно было особенно внимательно подойти к изучению вопроса.
Прайс погиб во второй день боёв (19 августа), т.е. в начале операций, и поэтому нельзя согласиться с автором, что некоторые «самоубийство приурочивали к 24–25 августа». Вот что писал лейтенант Фесун, сделавший перевод из книги английского офицера Гайли — участника Петропавловского сражения: «Военный совет, собранный в тот же день вечером (20 августа), по словам автора Гайли, был чрезвычайно буйный, и легко вообразить, какие горькие истины пришлось выслушать английскому капитану (Никольсону). …Адмирал де-Пуант упрекал командующего английской эскадрой за то, что “Президент” действовал слишком слабо». Таким образом, здесь прямо указывается на то, что 20 августа английской эскадрой командовал уже не Прайс, а Никольсон.
Выдержки из книги русского офицера, участника обороны города Фесуна и полное описание сражения Дитмаром остаются единственно правдивыми источниками. Они, несомненно, отражали компетентное мнение командного состава гарнизона и командира порта Завойко. Автор книги об обороне Петропавловска должен был учесть это и не допускать грубой ошибки.
[...]
Ф. Слободчиков,
член Общества по распространению политических и научных знаний.
Камчатская правда. — 1952. — 14 августа. — № 192.