Найти тему
Нарполит

Зачем Байден отдал приказ о ракетном ударе по Сирии?

Авиация США атакует сирийские мирные объекты вместо заявленных "боевых целей"
Авиация США атакует сирийские мирные объекты вместо заявленных "боевых целей"

Атаковав проиранские группировки в Абу-Кемале, Вашингтон рассчитывает усилить свои позиции на переговорах с Тегераном и послать Москве сигнал о необходимости учета его интересов в регионе  

В ночь на 26 февраля ВВС США нанесли удар по инфраструктурным объектам в городке Абу-Камаль в сирийской провинции Дейр-эз-Зор, которые, как полагают в Вашингтоне, используются проиранскими вооруженными группировками "Катаиб Хезболла" и "Катаиб Сайид аш-Шухада", якобы несущими ответственность за недавние ракетные обстрелы американских военных в Ираке. Атака в Сирии стала первой силовой акцией армии США за рубежом, приказ о проведении которой отдал лично президент Джо Байден, заступивший на этот пост пять недель назад. При этом ранее и сам американский лидер и представители его администрации неоднократно заявляли о намерении возобновить прерванный при Трампе диалог с Тегераном и даже о планах возобновить участие США в т.н. ядерной сделке с Ираном, из которой Штаты вышли в 2018 году. Как эти намерения соотносятся с атакой на Абу-Камаль, какой сигнал команда Байдена посылает таким образом Тегерану, Москве и мировому сообществу, и почему американцы в ответ на "провокации Ирана" ударили по территории Сирии, хотя их военных обстреляли перед этим в Ираке, где и находятся основные базы проиранских шиитских формирований?

В первый месяц каденции Байдена новая администрация США предсказуемо сосредоточилась на устранении последствий внешней политики его предшественника, которую демократы характеризовали не иначе как провальную. В рекордные сроки был решен вопрос о продлении еще на пять лет Договора СНВ-3, Штаты вернулись в Парижское соглашение по климату и восстановили членство в ВОЗ, в ходе онлайн-саммита G7 и Мюнхенской встречи по безопасности Байден заявил о необходимости как можно скорее преодолеть раскол между США и их союзниками, спровоцированный Трампом.

Как следовало из выступлений президента-демократа, одним из шагов на этом пути должно стать возобновление участия Вашингтона в переговорах с Тегераном по его ядерной программе в формате СВПД. На прошлой неделе США даже отозвали из Совбеза ООН поданный полгода назад запрос о восстановлении международных санкций против Ирана. Хотя он еще тогда был отклонен, а американские односторонние ограничения в отношении исламской республики продолжают действовать, этот символический жест был воспринят как свидетельство скорых перемен на иранском треке.

И вот на этом вроде бы позитивном фоне американцы наносят ракетный удар по инфраструктуре проиранских формирований в Сирии, в результате которой есть убитые и раненые. Как следует из заявления Пентагона, проведенная ВВС США операция стала ответом на атаки подконтрольных Тегерану боевиков на американские объекты в Ираке – аэропорт в Эрбиле (19 февраля), авиабазу Балад (20 февраля) и дипломатический квартал в Багдаде (22 февраля), в ходе которых погиб один и пострадали шесть граждан США. Однако Иран категорически отверг свою причастность к этим инцидентам.

По мнению опрошенных Нарполитом экспертов, удар США призван решить несколько задач. Во-первых, это попытка усилить свои позиции в предстоящем диалоге с Тегераном по ядерной проблематике за счет старого метода кнута и пряника, а также сыграть на противоречиях в иранской элите накануне президентских выборов в ИРИ, которые состоятся в июне.

Во-вторых, атака на проиранских ополченцев призвана показать, что Вашингтон не намерен оставлять без ответа любые провокации против своих военных на Ближнем Востоке, по умолчанию полагая, что их инициатором является Иран, которому следует приструнить свои прокси-группировки в регионе, чтобы рассчитывать на снятие американских санкций.

В-третьих, данный эпизод свидетельствует о намерении новой демократической администрации повысить свою роль в Сирии, где интересы США в последние годы серьезно пострадали из-за скоординированных действий России, Турции и Ирана. В каком-то смысле это можно рассматривать как своего рода кармический долг Байдена, бывшего вице-президентом в то время, когда Вашингтон фактически развязал войну в этой стране.

И в этом контексте американский удар по Сирии – это сигнал не только Тегерану, но и Москве. Не случайно он был нанесен по приграничному Абу-Камалю, который долгое время являлся цитаделью поддерживаемых США боевиков-исламистов и был освобожден в ноябре 2017-го сирийской армией при поддержке российских ВКС. По данным некоторых Telegram-каналов, с декабря прошлого года в городе находится группа российских военных.

Абу-Кемаль на карте Сирии
Абу-Кемаль на карте Сирии

При этом администрация Байдена не намерена инициировать начало нового витка противостояния с Ираном, как это произошло в январе 2020-го после убийства по приказу Трампа генерала КСИР Касема Сулеймани. На это косвенно указывает то, что ракетный удар был нанесен по территории Сирии, а не Ирака, где находятся основные силы проиранских формирований.

Вероятно, атака на Абу-Камаль стала первым ходом в долгой игре Вашингтона одновременно на сирийском и иранском направлении, который призван выявить реакцию основных акторов, в первую очередь Тегерана и Москвы, и рассчитать свои последующие действия с целью усиления позиций США в этом неспокойном, но стратегически важном регионе.

Сирия
658 интересуются