И всё-таки, несмотря на отрицательное заключение по результатам первых испытаний Mkb-42 (H), работы были продолжены и, в конечном итоге, человечество было осчастливлено новым классом стрелкового оружия под промежуточный патрон.
Как это произошло? В июле 1942 года испытания опытной партии закончились провалом. Гитлер в очередной раз торжествовал по поводу своей гениальной проницательности, на этот раз в отношении промежуточного патрона. Однако это не снимало проблемы вооружения пехоты мобильным ручным автоматическим оружием с эффективной дальностью до 600 метров. К необходимости появления такого класса оружия военные аналитики начали приходить еще по результатам первой мировой войны. Одним из них был генерал царской, а в последствии советской армии Владимир Григорьевич Федоров. Он же впервые на практике создал свой первый автомат, который по своим ТТХ соответствовал новому классу оружия. Но вернемся в Германию.
Если теория оружия под промежуточный патрон еще требовала своей выкристаллизации, то необходимость и практическая возможность создания самозарядных автоматических винтовок под штатный патрон была более чем очевидной. Советские и американские успехи в создании и применении автоматических винтовок СВТ и M1 заставляли шевелиться немецкое Управление по вооружениям вермахта и министерство вооружений. Вопрос о самозарядной винтовке стоял на полном серьезе. Компании Вальтера и Маузера напрягали свои кадры, стремясь довести свои G 41 (M/W) до серийного производства. Но дело было даже не в способности немецкой промышленности освоить производство в нужных объемах. Надежность, сложность и недостаточные ТТХ самозарядных винтовок отталкивали потенциальных пользователей. Так, пехотная инспекция в июне 1944 года обнаружила смазанные винтовки уложенными в штабеля в боевых и технически образцовых частях, в то время, как опытные пользователи предпочитали K98k.
Нужен был качественный скачок. И этот скачок был правильно понят. Концепция машинен-карабина под штатный винтовочный патрон 7,92х57 получила одобрение, не в последнюю очередь благодаря проваленным испытаниям в Дёбрице!
Основные требования изложенные в концепции :
- Массо-габаритные характеристики не хуже К98 к;
- Эффективная дальность до 600 метров;
- Возможность стрельбы очередями;
- Магазин емкостью от 25 до 30 патронов, с возможностью использовать его в качестве опоры при стрельбе;
- Прицельное приспособление с широкой мушкой и U-образным целиком;
- Желательно пистолетная рукоятка;
- Возможность присоединения насадки для винтовочных гранат и оптического прицела;
- Пехотный патрон, как изначально желаемый боеприпас.
Последний пункт требований открывал возможность продолжать работы с промежуточным патроном. Для окончательного решения требовалось создать собственно два машинен-карабина под разные патроны и провести сравнительные испытания. С Mkb-42 всё было ясно, Haenel продолжил работу. Договор на создание оружия под винтовочный патрон был заключен с фирмой Gusloff-Werke в июле 1942 и получил обозначение Mkb-42(G). Причём все , кроме Гитлера, понимали, чем закончатся испытания.
На Polte и Haenel закипела работа. В патроне заменили порох на улучшенный по баллистическим характеристикам. В оружии появилась шторка на окне выбрасывателя, был доработан прицел. Газовая камера была заменена на трубчатую заглушку, ввинчиваемую в газоотводный блок. На внешнем виде это практически не изменилось. Но, самое главное, были проведены благополучные испытания стрельбой с закрытого затвора и рассеялись опасения о самовоспламенении патронов в патроннике при автоматической стрельбе. Haenel получила заказ на изготовление опытных образцов, стреляющих с закрытого затвора.
И не только на изготовление опытных образцов. Haenel получил распоряжение начать подготовку к серийному производству Mkb-42(H). Момент исторический. Не дожидаясь сравнительных результатов испытаний с Mkb-42 (G), не дожидаясь доработки с закрытым затвором, не дожидаясь одобрения фюрера.
Как ни странно, причиной этому стали простые математические расчеты. Численный и материальный рост Советской армии опережал немецкий. Начало сказываться вооружение русской пехоты автоматическим оружием и в первую очередь ППШ-41. Противостоять немцы могли только с оружием, превосходящим его по тактико-техническим характеристикам, и здесь уже сказывался фактор времени. Как известно, немецкие танковые конструкторы отказались копировать советский Т-34 не из отвращения к подражанию, а из-за нехватки времени на отладку технологии изготовления некоторых узлов русского танка.
В октябре 1942 Haenel представила первые курковые образцы карабинов, работающих с закрытого затвора. Примечательно, что УСМ для новой модели разрабатывали на Württembergische Metallwarenfabrik AG (WMF), которая производила их не только для Haenel, но и для модели Walther Mkb-42(W). Испытания доработанных образцов - будущих MP-43, показали удивительные результаты. Кучность на 300 метров сравнялась со штатной K98k, а на 600 метров была только в полтора раза хуже. На живучесть было отстреляно 20 000 патронов.
Всего было заказано 60 000 карабинов. Чертежи и производственную оснастку Haenel изготовил совместно с берлинской компанией Koch & Kienzle. Предполагалось, что на Merz-Werke снова будут производить корпусные детали, УСМ на WMF, а на Mauserwerke - затворы и затворные рамы. В конечном итоге, в производстве штурмгеверов было задейстововано более 60 предприятий. Из них окончательная сборка велась на четырех. Предполагалось начать выпуск первой модели и, по мере готовности производства, переходить на доработанную.
В ноябре 1942 Управление вооружений информировало вермахт об успешной доработке MKb 42 (H) и объявило о намерении начать серийное производство, которое к сентябрю 1943 года должно было вырасти до 25000 штук в месяц. Войсковые испытания планировалось провести до конца зимы 1943 года. Армейское отделение должно было быть вооружено следующим образом: командир и 8 пехотинцев - Mkb-42, из них по одному с насадкой для надствольных гранат и оптическим прицелом. Кроме того в составе отделения один пулеметчик с MG-42, вооруженный дополнительно пистолетом. Как видим, планировалось исключить штатные K98k и MP-40.
Все это хорошо, но чтобы это все запустить официально нужно было убедить одного упертого фюрера.
Первая статья цикла: Кто придумал штурмгевер и почему его так назвали
Предыдущая статья: Как испытывали первые штурмгеверы
Следующая: Второе и третье отречение Гитлера от штурмгевера
***********
ps Уважаемые, прошу оценить по достоинству материалы этого канала, в зависимости от широты ваших душ и толщины кошельков:
Спасибо!