Арт-парк «Никола-Ленивец» появился 20 лет назад около одноимённой деревеньки на берегу реки Угры. На обширной территории парка — в полях, в лесу, у воды — разбросаны странные арт-объекты внушительных размеров, созданные из экоматериалов, отходов производства и вторсырья. Новые сооружения появляются здесь каждый год, и одни остаются «жить», а другие уничтожаются — но ни о каком вандализме речи не идёт. Огонь, в котором горят произведения архитектурного искусства, — это тоже перформанс и часть творческой жизни «Никола-Ленивца».
Автор текста и фотографий: Ольга Добролюбова
Масленица в Никола-Ленивце — событие всегда неординарное и захватывающее, но 2020 год стал особенным. Впервые в истории творческого пространства был объявлен международный конкурс арт-объектов для участия в празднике весны. Победителем стало архитектурное бюро Katarsis из Петербурга с проектом «Сжигая мосты». Этой работе предстояло сгореть в масленичном костре — как и всем предыдущим работам, созданным для праздника весны в Никола-Ленивце в прошлые годы.
Николай Полисский, художник и основатель парка «Никола-Ленивец»: «Я многие годы создавал объекты для Масленицы, но захотелось взять паузу и дать возможность новым авторам предложить что-то. Мы получили много интересных заявок, но работу жюри облегчил практический подход. Критерием отбора стал наш опыт в том, как будет гореть объект».
Не только итог многомесячной работы, но и все подготовительные этапы проекта «Сжигая мосты» впервые были запечатлены в фотографиях. Результатом стала эта история, рассказывающая о том, что обычно остаётся за кадром.
Пётр Советников и Вера Степанская, архитекторы бюро Katarsis: «Масленица — это прощание с зимой, расставание с чем-то, а сжигание мостов и есть расставание. Обычно архитектура живёт долго, но этот случай уникальный: ведь мост был построен, чтобы сгореть, его жизнь была яркой, но короткой, поэтому все свидетельства существования проекта особенно ценны».
Строительные работы начались в середине декабря 2019 года и завершились в двадцатых числах февраля, прямо перед Масленицей. Чтобы успеть построить настолько масштабный объект, команде приходилось работать с утра до вечера в любую погоду практически без выходных.
По словам Арсения Лавриченко, одного из строителей моста, во время работы над объектом испытываешь три состояния: «Первое — когда видишь будущий проект и где-то до середины стройки каждый день радуешься, как объект растёт на глазах, любуешься, гордишься. В эти моменты становится очень жалко сжигать свои труды. Но к концу строительства это надоедает, начинаешь чувствовать усталость, плохая погода и постоянное напряжение дают о себе знать. И в самом конце не испытываешь уже абсолютно ничего. Когда собирали команду из трёх человек, которые будут поджигать мост, я с удовольствием подписался».
Арсений Лавриченко: «По мне, это один из самых грандиозных объектов на Масленицу в Никола-Ленивце».
Николай Полисский: «Народ сожалеет о том, что такую красоту придётся сжечь, но в этом и есть сакральный смысл Масленицы: когда приносишь в жертву то, что тебе дорого и что совсем не хочется отдавать».
Масленица в Никола-Ленивце — это не только сожжение арт-объекта, но и предваряющий его эффектный перформанс. В 2020 году за него отвечал Олег Жуковский и его театр La Pushkin, а в основу театрального фарса легла картина Питера Брейгеля 1559 года «Битва Масленицы и Поста». На масленичной поляне вокруг моста был возведён средневековой город, и гости могли «пожить» в нём: париться в бане, колоть дрова, стирать бельё, кататься на карусели, участвовать в ярмарке и, конечно, походить по мосту, а после увидеть в прямом смысле яркий финал его недолгой жизни.
Пётр Советников и Вера Степанская: «Через наш мост можно было перейти, и в этом тоже была определённая метафора. У людей возникало особое переживание: они смотрели на мост, проходили по нему, а потом видели, что на месте моста ничего не осталось. Это история, с одной стороны, коллективная, а с другой — глубоко личная. И непонятно, грустная она или радостная».
Невозможно передать все ощущения от происходящего. Горящий мост воздействует на все пять чувств: яркий огонь, трещащие деревянные конструкции, летящие в ночное небо искры, жар — и ощущение важности и даже сакральности происходящего.
Олег Жуковский: «Каждый последний день зимы Никола-Ленивец швыряет в огонь всё тормозящее в движении к совершенству, и дерзновенные мечтания достигают небес с огнём. И то, что во благо нашего пребывания здесь, да исполнится!»