Николай Ге — русский художник XIX века, талантливый портретист, скульптор, мастер религиозного и исторического жанра , передвижник.
Происхождение:
Николай Ге родился 27 февраля 1831 года под Воронежем, входившем на тот момент времени в состав Черниговской губернии. Родители будущего художника, Николай Осипович и Елена Яковлевна Ге (урождённая Садовская), происходили из помещичьего класса. Помимо Николая в семье Ге было ещё двое сыновей.
Откуда взялась такая необычная фамилия — Ге: прадед художника был французским дворянином и звали его Matieu de Gay (Матвей де Ге), спасаясь от Великой французской революции в 1789 году, он эмигрировал из Франции в Россию .
Детство:
Спустя несколько месяцев после рождения будущего художника, в центральных губерниях Российской империи разразилась эпидемия холеры. Николаю было всего 3 месяца, когда его мать умерла от этой страшной болезни.
Чтобы уберечь новорожденного и его братьев от заражения, дворовые люди увезли детей в город, к бабушке. Там болезнь не бушевала так, как в городе, поэтому члены семейства Ге благополучно пережили эту напасть.
Отец не питал особого интереса и рвения к воспитанию наследников от первого брака и, недолго думая, женился во второй раз. За мальчиков взялись их бабушка Дарья Яковлевна урождённая Коростовцева и няня Наталья — крепостная крестьянка.
Старшие ребята интересовались точными науками, в то время как Николай питал страсть к художественному творчеству: рано начал рисовать. Вот что вспоминает о своих первых творениях сам художник:
«Я начал рисовать не помню когда; помню только, что нарисовал на полу мелом лошадей и архимандрита в мантии, что мне ужасно нравилось. Бабушка заметила, что рисовать лошадей можно на полу, а архимандрита нельзя».
Детство мальчик провел в деревне у бабушки. Первоначальное образование получил в частном пансионе Гедуэна, расположенном в Киеве, спустя год обучения в котором, в 1840 году в возрасте 9 лет, поступил в Первую киевскую гимназию.
Первые уроки живописи Ге брал у учителя рисования Федора Беляева. Сначала пробовал акварель, позже — масляные краски. Ге часто ходил к учителю домой и разглядывал его картины, эскизы и слепки гипсовых голов, а также литографии полотен других художников.
Университеты:
Судьба будущего художника складывалась не так, как он хотел. Отец настоял на изучении математики, поэтому несмотря на свою любовь к живописи, в 1847 году юноша поступил в Киевский университет на физико-математический факультет.
Спустя год, старший брат Осип забрал Николая к себе в Санкт-Петербург. В столице будущий художник первым делом отправился в выставочный зал Императорской Академии художеств посмотреть на картины своего кумира — Карла Брюллова, манере которого пытался подражать на протяжении всей своей жизни.
«Приехал, увидал «Помпею» — и не мог наглядеться» , — вспоминал Николай Ге.
Так как молодой человек боялся ослушаться отца и посвятить себя искусству, он продолжил обучение на физико-математическом факультете, но уже в Санкт-Петербургском императорском университете. Параллельно с изучением точных наук, будущий художник посещал Эрмитаж и копировал работы известных мастеров.
Любовь к искусству взяла верх, и уже в 1850 году молодой человек перевёлся в Академию художеств и стал подопечным профессора живописи Петра Басина.
В Академии художеств Николай Ге получил возможность быть ближе к творчеству своего кумира, Карла Брюллова. В те годы знаменитый художник был уже слаб и болен и в Академию не приходил. Поэтому Ге расспрашивал о нем старших товарищей и натурщиков, копировал его стиль и технику, в свободное время внимательно рассматривал его картины, развешанные в выставочных залах.
«Он еще был жив, но мы чувствовали, что он не вернется к нам, — вспоминал Ге. — Огромный запас анекдотов, рассказов о нем, его изречения, его замечания — как рисовать, как писать, как сочинять, что значит рисовать, что такое искусство, — все это питало нас во время наших поисков на новом пути, им завещанном нам, по которому мы все, его ученики по духу, за ним бежали» .
В 1855 году Ге представил Совету Академии полотно «Ахиллес оплакивает Патрокла» и успешно выдержал экзамен на Малую золотую медаль.
Спустя два года за картину «Саул у Аэндорской волшебницы» он получил Большую золотую медаль и отправился в пенсионерскую поездку по Европе за счет Академии.
Ге выехал за границу сразу после экзамена в Академии. Он побывал в Швейцарии, Германии и Италии. В Риме Ге посещал картинные галереи и создавал этюды. Он написал несколько женских портретов, вид города из окна мастерской, и картину «Утро», на которой поставил подпись «Подражание Брюллову». Тогда же появились эскизы «Смерть Виргинии» и «Любовь весталки».
Возможно, виной тому стали французские корни, но заграница оказала на живописца большое влияние. Особенно впечатлили мастера очередной парижский Салон и мастерство Поля Делароша (Paul Delaroche). Удивительные места Средиземноморского побережья, красочные картины быта подвигли его на создание множества удивительно прозрачных пейзажей.
Ге одним из первых оценил «Явление Христа народу» Александра Иванова , под влиянием этой работы и сам обратился к религиозным мотивам. Одним из первых полотен Ге на библейский сюжет стало «Возвращение с погребения Христа».
Вскоре Николай Ге столкнулся с творческим кризисом, но обратившись к Евангелию, нашёл свою тему. Библейские тексты навели художника на идею создания картины «Тайная вечеря». Ге взялся писать без наброска и закончил картину, выполненную в реалистичной манере, уже через две недели. Лев Толстой говорил, что его «собственное представление о последнем вечере Христа с учениками совпало с тем, что передал в своей картине Ге» , а Илья Репин так отзывался о полотне: «Не только у нас в России, но, можно смело сказать, — во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине на эту тему» .
Когда Николай Ге вернулся в Петербург в 1863 году, за «Тайную вечерю» Совет Академии художеств присвоил ему звание профессора исторической живописи. А на следующий год император Александр II выкупил картину за 10 тысяч рублей.
Лучшие и самые известные из работ художника:
- «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» — картина была написана специально для первой выставки «Товарищества передвижных художественных выставок» и выкуплена ещё на этапе дорисовки меценатом Павлом Третьяковым для его галереи.
- «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском»
- портреты знаменитых современников: Ивана Тургенева , Марка Антокольского , Николая Некрасова , Николая Костомарова , Михаила Салтыкова-Щедрина , Льва Толстого, Александра Герцена.
В последние годы жизни Николай Николаевич Ге побывал в Москве, подружился со Львом Толстым, написал один из лучших портретов писателя, а так же слепил его бюст — уникальный экземпляр скульптурной работы знаменитого художника.
В 1875 году художник навсегда покинул Петербург, переехал на Черниговщину, где купил небольшой хутор Ивановский (ныне Шевченко). Он продолжал писать картины на библейские сюжеты, портреты купцов и промышленников, а за год до смерти создал собственный автопортрет, который считается одной из лучших работ Ге.
Художник умер в 1894 году, его похоронили на восточной околице хутора. Работы Николая Ге хранятся в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге.
#живописец
#искусство
#передвижник
#николай ге
#об искусстве детям
#для детей
#творчество
#портрет
#история искусства
#воспитание детей