Найти в Дзене
СТЕРЕОПАНОРАМА

Советский «неформат» : Комета/Нота-225

В своё время я успел рассказать почти обо всей бытовой аудиотехнике с которой когда либо имел дело. Но ключевое слово в данном случае «ПОЧТИ» .  Всё потому, что отдельные аппараты оставили очень неоднозначные впечатления и я до сих пор не знаю ругать их или хвалить, а другие просто не подходили по критериям. Например герой (или герои) сегодняшнего материала по мировым меркам действительно «неформат». Во всяком случае для 80-х-90-х годов. В это время во всем мире стационарные кассетники выпускались либо в виде приставок(дек), либо (намного реже) магнитофонная панель была составной частью муз. центра («комбайна»). В СССР конечно выпускались и деки и «комбайны», но было и чисто своё: полные магнитофоны, которые хотя и считались компромиссным решением (если оценивать изделие по меркам Hi-Fi индустрии), но одновременно позволяли потребителю слушать музыку за относительно небольшие деньги. Некоторые модели разрабатывались на базе приставок(дек) и выглядели при этом как деки. Например Маяк 232,233 сделаны на базе приставки 231. А вот модель, выпускаемая сначала под маркой «Нота», а затем ставшая «Кометой» в какой-то степени уникальна. Во всяком случае прямых аналогов я припомнить не могу. Внешне «225-я» выглядит похожей на большие японские переносные магнитолы того времени, но, во-первых это не магнитола, а магнитофон, а во-вторых это стационарный аппарат: и колонки к центральному блоку не пристёгиваются(хотя и выполнены стилистически в едином форм-факторе с самим магнитофоном) и работа от батареек не предусмотрена. В итоге, хотя визуально данный магнитофон отторжения не вызывал, но лично во мне он и желания обладать им тоже не пробудил. Хотя ценой это было сопоставимо с магнитофоном-приставкой: первые «225-е» стоили 390 руб., а модернизированные версии 225-1, 225-2, 225-3 немного переваливали за 400 руб. Точно не помню, но вроде 225-3 стоил 450 руб. Однако, в конце концов «Комета-225-1» у меня все же появилась. Но не из магазина и, естественно, не за полную стоимость. Точнее даже не за деньги как таковые. Просто состоялся некий бартер, подробностей которого за давностью лет(конец 80-х) я уже не припомню. К сожалению от тех времён осталась лишь одна чёрно-белая фотография очень плохого качества, но и на ней лишь часть «Кометы» поскольку фотографировали мы не её, а принесённую приятелем немецкую «балалайку» Universum ( на фото в центре).

Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

Что же касается «Кометы» и её истории то сначала была «Нота» с тем же самым цифровым(225) индексом. Выпускалась «Нота» с 1986 года Новосибирским ПО «Луч». А поскольку я в то время служил в армии и служил как раз в Новосибирске, то имел возможность лицезреть эти самые «Ноты» (когда ходил в увольнения в город) на прилавках магазинов в числе первых. Но о своих визуальных впечатлениях я уже высказывался выше, а что касается технической стороны вопроса то аппарат соответствовал 2-му классу и по цифрам ничем особо не отличался от своих «одноклассников». У магнитофона была  возможность работы с двумя типами магнитной ленты , имелись:  СШП ''Маяк'', электронно-логическое управление всеми режимами работ, сендастовая магнитная головка, режим пауза , автостоп по окончании кассеты, счётчик метража ленты. Коэффициент детонации ЛПМ 0,2%. Диапазон частот на хромоксидной ленте 40...14000 Гц. Уровень шумов в канале З/В с СШП -59 дБ. Номинальная выходная мощность 2х10, максимальная 2х20 Вт. Потребляемая мощность 80 Вт. Габариты аппарата - 274х329х196 мм. Масса - 9,5 кг.  Почему, годом спустя, производство перекочевало на Новосибирский «ТочМаш»(завод Точного Машиностроения)-я не знаю. Да и теперь это уже не имеет никакого принципиального значения. Первые «Комета-225» в точности повторяли своего прародителя: «Ноту». Комета-225-1 (именно такая оказалась в итоге у меня) отличалась индикаторами: вместо стрелочных там стояли светодиодные. В модификациях 225-2,225-3 вместо традиционных поворотных регуляторов громкости, тембра, баланса, уровня записи стали устанавливать ползунковые, а тембро-блок стал пятиполосным. Незначительные изменения вносились и в схемотехнику, но все основные параметры магнитофона остались неизменными и ничем не отличались от таковых у «Ноты-225». Ну про лёгкий "фейслифтинг" фронтальной панели устройства я тоже промолчу - к звуку это отношения не имело.

А звучал магнитофон в принципе неплохо. Он не только по тех. характеристикам не имел отличий от своих аналогов, но и по звуку(если сравнивать устройства как приставки, то есть выводить звук с линейного выхода на внешний усилитель с АС). Но и встроенный усилитель вместе со штатной акустикой нетребовательного потребителя могли устроить раз и навсегда. В сравнении с тем же  Universum (на черно-белом фото) «Комета» была в разы круче по звуку хотя стоила втрое дешевле. Ну оно и понятно: некорректно сравнивать переносную технику со стационарной. Конечно были аппараты того же класса лучше чем «Комета», но они и стоили дороже. Что касается надёжности, то статистикой на этот счёт я не владею, однако мой экземпляр у меня проработал около года без поломок и потом ещё несколько лет верой и правдой прослужил моему приятелю. А вот по качеству изготовления «дубовость» конечно в изделии была. В первую очередь это ЛПМ - мощный, но грубоватый. Можно поругать и штатные АС в которых внутренность 70-х воткнули в обёртку из 80-х, но за те деньги, что это стоило, вряд ли корректно было ожидать лучшего. Так что пусть и "неформат", пусть компромисс, но компромисс скорее удачный. Конечно это лишь мое мнение с которым соглашаться необязательно, но я старался быть максимально объективным.