Многие должны помнить такой известный в советское время журнал “Ровесник». Издавался он еще с 60-х годов, но долгое время мало чем отличался от всей остальной детско-юношеской прессы, не особо привлекательной для подростковой аудитории. Но где-то с середины 80-х годов он вдруг резко изменился и мгновенно стал мегапопулярным (я уже не помню точно, когда это произошло, поэтому, может, кто-то из читателей в комментариях напишет точный год этой перемены).
Мне кажется, что в редакцию пришли тогда работать совершенно другие люди, которые очень хорошо знали, что на самом деле интересно молодежи. Статьи обо всех подростковых проблемах, много познавательных материалов и даже публикации (не может быть!!) о сексе. А главное – в каждом номере рассказы о популярных музыкантах, кинозвездах и прочих тогдашних кумирах, с фотографиями и постерами, которые можно было клеить на стены.
Ну, и, конечно же, самое ценное – это Рок-энциклопедия «Ровесника». Вот это был самый настоящий кладезь полезной информации! Нет, само собой, весь остальной журнал обязательно прочитывался от корки до корки. Сегодняшней молодежи, наверное, трудно себе представить, что тогда все ЧИТАЛИ! Даже последние двоечники, не одолевшие ни одной книги из школьного курса, с упоением зачитывались фантастикой, приключениями, историческими романами или научно-популярной литературой. И, конечно, журналом «Ровесник». Чего стоила одна только публикация глав из книги Ди Снайдера (вокалиста Twisted Sister) «Курс выживания для подростков»… Я уверен, что этот легендарный журнал сыграл важнейшую роль в формировании мировоззрений и культурного багажа миллионов советских юношей и девушек. Да, безусловно, он преподносил все «западное» только с хорошей, глянцевой стороны и заставил нас влюбиться в этот «блистательный мир», но сейчас не об этом…
Так вот. Рок-энциклопедия. Это сейчас я знаю, что она во многом была неточной, недостоверной. Ее составители могли где-то неверно указать год выхода альбома или неправильно перевести какие-то названия. Но при тотальном информационном голоде, который мы испытывали, «Ровесник» стал настоящим проводником в мир рок-музыки. Выписывая каждый год журнал, с каждым новым номером я выискивал в рок-энциклопедии знакомые имена в алфавитном порядке: «Ура, про AC/DC написали, про Accept. Скоро до Bon Jovi доберутся… Блин, Metallica еще так нескоро, а до W.A. S . P . я, вообще, не доживу…» Ну, и, разумеется, узнавал про многих крутых групп и исполнителей, за некоторыми из которых тут же начинал охоту.
Их биографии пестрели десятками имен музыкантов, которые создавали легендарные команды, потом переходили в другие, не менее легендарные, потом возвращались или начинали сольные карьеры. Постепенно мировая рок-музыка раскрывалась передо мной, как карта звездного неба, в которой есть неподвижные созвездия, пролетающие кометы и астероиды, вспышки сверхновых, доносящиеся через миллионы лет, и черные неизведанные дыры… С одной стороны, это изучение было безумно увлекательно, а с другой несколько разочаровывало. Ну, как так может случиться, что Ян Гиллан поет в Black Sabbath, если он должен петь в Deep Purple? А Клифф Бертон не должен погибнуть, ибо его нельзя никем заменить в Metallica! И что, вообще, за фигня творилась в составе Rainbow?..
Помню, в этом ключе мне запомнилась группа Dokken. Постоянная чехарда с участниками коллектива и очень положительные рецензии на альбомы как-то не укладывались в моем понимании. Обратился в студию звукозаписи, однако перед заказом попросил включить мне пару фрагментов. То, что я услышал, как-то сразу не впечатлило: вроде, хороший вокал, качественная музыка, гитары, напоминающие ранний Accept, но не хватает чего-то, какой-то изюминки. В общем, в тот раз я записал себе что-то другое, а потом и вовсе забыл про Dokken. И в следующий раз наткнулся на них аж в конце 90-х, когда выбирал, чем обновить фонотеку радиостанции. Увидев знакомое название, которое накануне снова мелькнуло в свежем номере «Ровесника», хапнул сразу несколько дисков. И вот на них я услышал прославленную группу совсем другой. Перевел несколько статей о них с зарубежных сайтов: снова многочисленные имена, сменяющих друг друга музыкантов. Но зато какие имена! Я понял, что в течение десятка лет оставлял без внимания действительно выдающийся проект…
Впрочем, о группе все по порядку. И вы тоже поймете, что меня так удивило.
Единственное имя, которое остается неизменно связанно с группой Dokken – это ФИО ее основателя Дона Доккена, уроженца солнечной Калифорнии, где он, собственно, и пытался на рубеже 70-80-х как-нибудь засветиться со своими талантами, музицируя с Миком Марсом, позже ставшим гитаристом Motley Crue, с ребятами из еще только пробивающихся в люди группы Ratt, но все безуспешно. И в отличие от многих своих рокеров-земляков, протаптывавших дорожки в местные клубы, Дон сделал ход конем – уехал в Европу, познакомившись там со многими германскими металлерами, в том числе с Питером Балтесом, басистом Accept. Влившись в немецкую-рок-тусовку, он набрал себе команду в лице басиста Хуана Круасье и барабанщика Грэга Пеки и, недолго думая, назвал ее своим именем – Dokken. Ну, а что, другим можно, так почему бы и нет?
Пока они мотались по Германии с концертами, намереваясь привлечь внимание хоть какого-нибудь лейбла, в той самой тусовке в 1981-м году случилось событие из разряда «несчастье помогло». Тяжело заболел вокалист Scorpions Клаус Майне, ему грозила потеря голоса. «Скорпы» в это время как раз писали альбом « Blackout ”, и им срочно требовалась достойная замена. Через общих знакомых до продюсера Scorpions Дитера Диркса дошли рекомендации, и тот позвал Дона Доккена в студию. Материал записали, но к этому времени Майне выздоровел после операции и вернулся к микрофону (голос сменщика остался только на бэк-вокале). И тут Дон использовал свой шанс, предоставив продюсеру демо своих собственных песен. Дирксу понравилось, и он дал отмашку на запись его первого альбома.
Об истории с голосом Клауса Майне и создании самой известной рок-баллады Scorpions читайте здесь >>>
Доккен самым тщательным образом подошел к подбору соратников. Басиста он оставил прежнего, а из Лос-Анджелеса пригласил гитариста Джорджа Линча и барабанщика Мика Брауна. Во многом их объединили музыкальные вкусы (ориентировались на Van Halen и Black Sabbath), а также исповедуемый лидером перфекционизм во всем: от звучания до внешнего вида инструментов. Продюсированием дебютного диска, кроме Диркса, занимался еще и знаменитый Майкл Вагенер, позже раскрутивший немало мировых звезд типа Megadeth и Skid Row. Работа шла настолько четко и слаженно, что потребовалось менее трех недель, чтоб свет увидел альбом Dokken « Breakin ’ The Chains ”. Необычное сочетание британского звучания вокала и типично немецкого хард-рока родило нечто среднее между ранними Accept, Scorpions и Black Sabbath – в целом довольно приятное для европейской публики…
Альбом стал достойной «заявкой на участие», в музыкальной прессе заговорили о Dokken. Стараниями критиков к ним приклеилось прозвище «хард-рок-менестрелей», с которым они и отправились в турне по Германии, которое, правда, мало что дало в плане раскрутки, т.к. промоутеры сработали слабо. Зато в процессе живых выступлений перфекционист Дон Доккен услышал, как негармоничны их гитары, и решил стать просто вокалистом. Звучание стало лучше. Но у группы начались непредвиденные проблемы. Лейбл расторг с ними контракт, басист Круасье из-за этого психанул и ушел играть в Ratt, Джордж пошел к Оззи Осборну, у которого недавно погиб в автокатастрофе гитарист Рэнди Роадс, Мик повредил руку, а сам Дон заболел ларингитом. Короче, сразу все 33 несчастья…
Но вскоре все трое, кроме басиста, подлечились, успокоились и опять собрались вместе, чтоб попытать счастья заново, но уже у себя на родине, в США. Как говорится, дома даже стены помогают: кто-то из боссов записывающей компании Elektra, только что взявшейся за продвижение Motley Crue, случайно услышал их дебютный альбом. Возвращенцев тут же пригласили подписать контракт и отправили в студию переписывать диск на американский формат. В качестве басиста взяли Джеффа Пилсона, который позже проявит себя еще и как автор песен. Ремастеринг удался на славу, публика приняла обновленную версию альбома очень хорошо, и он быстро стал «золотым».
Dokken проехались с гастролями по США и тут же затеяли писать новый диск. На этот раз работа над ним заняла гораздо больше времени. Дотошный Дон и не менее трудолюбивые соратники целых четыре месяца шлифовали каждую композицию, каждую партию, работали над голосом и гитарной техникой. Когда почти довольные собой музыканты отдали записанный материал на микширование продюсерам, то получили совсем не то, что ожидали. Разгневанный лидер группы отстранил их от работы, а на их место после препираний с руководством фирмы были приглашены Рой Томас Бекер, создававший прекрасный саунд для Queen, и старый знакомый Майкл Вагенер. Только так удалось завершить работу над альбомом “ Tooth And Nail ” (1984).
А диск получился, я вам скажу, действительно славный. Dokken зазвучали жестче, увереннее. Гитарные партии стали интересней, более техничными и даже где-то виртуозными. Ну, и конечно, вокал Дона приобрел настоящие хардовые интонации и тембр. В общем, успех был вполне заслуженным – снова «золото» по продажам и турне по Штатам с Twisted Sister начали формировать армию поклонников. И окрыленные таким стартом музыканты уже в следующем году приступили к записи нового альбома.
На этот раз им помогал все тот же Вагенер и присоединившийся к нему Нейл Кернон (Kansas). Под их чутким руководством Доккен и компания превзошли самих себя. Альбом под названием «Under Lock And Key» получился просто великолепным и стал «платиновым». Произошло еще большее смещение стиля в сторону heavy metal, но не в ущерб присущей Dokken мелодичности. Можно сказать, что фирменное звучание группы сложилось именно тогда.
О новых звездах музыкальная пресса стала говорить уже постоянно. В поддержку диска Dokken с большим успехом проехались с гастролями по миру: США, Европа, Япония. В начале 1987 года, когда уже начали подумывать о создании очередной пластинки, неожиданно поступило предложение от продюсеров фильма «Кошмар на улице вязов» написать какой-нибудь классный трек к новой части популярного ужастика о Фредди Крюгере, убивающем детей в сновидениях. И к этой работе музыканты отнеслись со всей серьезностью и вдохновением. Результатом стала их самая известная композиция « Dream Warriors ”, ставшая визитной карточкой фильма. Кроме нее, кинематографисты попросили себе еще и « Into The Fire ” из альбома 1984 года. А « Dream Warriors ” оказалась настолько хороша, что удостоилась отдельного миниальбома.
После работы над саундтреком Dokken наконец-то смогли сосредоточиться на записи нового диска. В студию команда зашла с явным намерением сотворить нечто превосходящее предыдущие работы. Этот альбом публика уже ждала с нетерпением. И музыканты оправдали их надежды, создав, не побоюсь этого слова, настоящий шедевр, подняв планку своего творчества на невероятную высоту. Вокал Дона звучит в альбоме «Back For The Attack” просто потрясающе, его можно поставить в один ряд с другими мэтрами hard-n-heavy. А Джордж Линч в одночасье стал образцом для подражания и «учителем» для множества начинающих гитаристов, о нем заговорили даже как о создателе чуть ли не новой гитарной школы. Вместе с музыкой «повзрослела» и лирика Dokken: среди песен о любви и тяжелой рокерской доле появились и композиции с социально-политическими темами. Я до сих пор не понимаю, как я тогда, в конце 80-х, мог упустить из виду этот замечательный во всех смыслах коллектив. Оправданием мне может служить лишь то, что никто из моих друзей тоже не имел их записей. Всем рекомендую именно этот альбом. Лучше поздно, чем никогда… Эх, «Ровесник», что же ты меня не убедил?..
В общем, этот диск стал дважды «платиновым». Во время последовавших гастролей по Японии компания Elektra решила записать и выпустить еще и концертную версию, названную “Beast From The East” . А в турне по просторам США Dokken выступали в программе « Monsters Of Rock » вместе с Metallica, Van Halen, Kingdom Come и Scorpions . Успех был грандиозным, группа поднялась на вершину рок-олимпа. И вдруг фронтмен заявляет о ее роспуске!..
Что стало причиной, так и осталось загадкой. Весь музыкальный мир был просто в шоке от этой новости, журналисты и фанаты высказывали самые разные предположения. На мой взгляд, самой вероятной версией может быть только одно: лидер группы своим перфекционизмом и авторитарностью создал невыносимую для других музыкантов атмосферу, в которой трудно уживаться тем, кто сам становится равнозначной ему фигурой. Как, например, Джордж Линч… Дона Доккена часто обвиняли в деспотизме и склонности к конфликтам, хотя сам он с этим соглашается лишь отчасти.
Дон Доккен: С одной стороны, во мне действительно есть что-то деспотическое: я перфекционист, и люблю, когда все идет по нужным рельсам. Не люблю, когда люди начинают тянуть одеяло на себя и увлекаться экспериментами. Часто приходилось расставаться с музыкантами именно из-за этого…
Гордыня, тщеславие, зависть. Сколько хороших проектов похоронили эти пороки. А если они помножены на алчность и глупость, то это уж точно верная творческая смерть. Надо отдать должное Доккену и его коллегам, расстались они мирно, ушли заниматься сольной деятельностью. Дон для этого собрал поистине звездный состав: гитарист Джон Норум из Europe, гитарист Билли Уайт из Watchtower, басист из Accept Питер Балтес, барабанщик Микки Ди из King Diamond. С ними был записан неплохой альбом “ Up From The Ashes ”, проведено успешное мировое турне. Но дальше дело не пошло, амбициозный фронтмен снова всех разогнал.
В это время Джордж Линч создавал свой коллектив, который назвал Lynch Mob. Джефф Пилсон недолго поиграл на басу в группе Михаэля Шенкера, а затем тоже собрал свою команду War & Peace из звезд разной величины: Расс Пэриш, гитара (позже ушедший к Робу Халфорду, бывшему лидеру Judas Priest), Томми Хендрикс, бас (ex-Warlock), Рики Пэарент, барабаны, а сам переключился на ритм-гитару и вокал. В 92-м году они выпустили альбом, который заинтересовал, пожалуй, только верных поклонников Dokken, после чего группа тоже распалась. Джеффа позвал к себе сам Ронни Джеймс Дио, оставшийся в одиночестве после ухода из Black Sabbath.
Казалось, о Dokken можно было уже и забыть. Но вдруг в 1993 году Джордж Линч, работавший над новым сольником, попросил Дона Доккена спеть для него одну из композиций. Преодолев прежние разногласия, музыканты смогли придти к соглашению, по которому Джордж в ответ поможет Дону с записью его диска. Вместе с уже присоединившимся Джеффом. Публика и пресса замерла в ожидании сенсации: возрождение прославленного коллектива состоится или нет? Вскоре было официально объявлено о новом этапе в жизни «hard-rock-менестрелей».
Восставшие из пепла выступили на разогреве у Dio, опробовали свои силы, и, снова позвав Вагенера в качестве продюсера, взялись за новый альбом. Они заранее объявили, что это будет диск, не совсем похожий на то, что привыкли слышать в их исполнении поклонники. И не обманули, явив публике свое творение. Сначала в Японии под названием « Dokken ” (1994), а затем уже и в других странах как «Dysfunctional” (1995) услышали совершенно новое, более тяжелое звучание группы. Это был практически чистый heavy metal, сохранивший присущую их стилю мелодичность, но с вкраплениями даже немного трэшевых гитарных рифов. Лирика тоже стала более мрачной и тяжелой. Для громкого возвращения на большую сцену – самое то. Этот альбом с моими личными музыкальными пристрастиями совпадает больше, чем другие. Но, дело вкуса.
Снова турне по уже привычному маршруту: США – Европа – Япония. Снова успех, полные залы и стадионы. После возвращения домой решили еще и акустические гастроли устроить, записав по его результатам live. А в 96-м опять – в студию, создавать очередную нетленку. Однако, в этот раз чутье музыкантов и продюсеров их подвело. Альбом “ Shadowlife ”, сыгранный в стиле, близком к гранжу, оказался публикой не востребован. Попытка Dokken подстроиться под изменчивую конъюнктуру с уклоном в альтернативу не удалась. Это нельзя назвать полным провалом. Для какой-нибудь малоизвестной команды такая работа могла бы стать прорывом, но фанаты ждали совсем другого. Музыканты почувствовали это всеобщее разочарование и во время концертов старались строить программу только из старых хитов. Тем более, что выступать в этот раз им довелось вместе с абсолютно глэмовыми Элисом Купером, Warrant и Slaughter.
Немного о глэм-метал читайте здесь>>>
В интервью Дон, как мог, успокаивал всех, что больше таких экспериментов не повторится, что Dokken снова вернется к своему прежнему звучанию. Но Джордж Линч был слишком расстроен произошедшим и снова ушел в свой сольный заплыв. В группе началась постоянная смена гитаристов, ибо фронтмен никак не мог найти достойную замену ренегату, предъявляя завышенные требования всем, кто пробовал с ним ужиться, и укрепляя свой имидж деспота-перфекциониста.
Лишь к 99-му году закончился период турбулентности, и группа снова смогла записать полноценный лонгплей. “ Erase The Slate » вернул Dokken в прежнее русло, хотя без заигрываний с гранжем и тут не обошлось. Хороший получился диск. Он как бы прочертил курсивом ту стезю, по которой команда будет двигаться, вступив новое тысячелетие. И решение оставаться в рамках выбранного некогда стиля оказалось верным. В дальнейшем группа раз в 3-4 года радовала старую армию поклонников очередными качественными пластинками, дождавшись того момента, когда рок 80-90-х окончательно перешел в разряд ностальгии. Не изменяющие традициям олдскульного hard rock и heavy metal во второй половине 2000-х на этой волне Dokken смогли подняться до строчек в чартах, закрепив за собой почетное звание музыкальных долгожителей и заслуженных «менестрелей».
В 2020-м году группа подарила своим фанатам интересный сборник из песен далеких 80-х, в который вошли и несколько ранее не издававшихся композиций. Дон Доккен продолжает выступать с концертами, постоянно меняя музыкантов в своем проекте, видимо, его перфекционизм, ищущий идеальное звучание, так до сих пор и не удовлетворен…
Ах, да! С чего я начал-то про журнал «Ровесник»? Этому некогда замечательному изданию, умному, интересному, красочному, стильному, в конце 90-х, начале 00-х как раз и не хватило мудрости не изменять себе. Журнал, ориентированный на продвинутых читателей, любителей качественной музыки, стал судорожно метаться в попытках удержать ускользающую аудиторию, подстраиваясь под модные тренды. В результате полностью утратил и лицо, и уважение, и популярность, скатившись на уровень девчачьего глянца, после чего тихо умер… А ведь мог дождаться времен, когда обрел бы статус винтажной ностальгии и, быть может, возродился из пепла на просторах интернета…
Спасибо всем, кто еще не разучился читать и изредка наведывается ко мне в гости. Как всегда, буду рад вашим комментариям, воспоминаниям, уточнениям и замечаниям. Пишите, всегда приятно пообщаться с единомышленниками.
А здесь - три убойных хита от группы Dokken и одна замечательная баллада. Плюс фрагменты работы Джорджа Линча в студии, обалденные соляки: