Совесть. СССР, 1968. Режиссер Владимир Денисенко. Сценаристы Владимир Денисенко, Василий Земляк. Актеры: Анатолий Соколовский, Виктор Маляревич, Николай Олейник, Николай Гудзь, Александр Дедух, Василий Богоста, Вячеслав Криштофович, Владимир Денисенко и др. Фильм был запрещен и в 1960-х — 1970-х годах на советских экранах не был показан. В 1989 году картину восстановили по единственной сохранившейся копии, и в 1990 году состоялась ее запоздавшая мировая премьера на международном кинофестивале в Монреале.
Режиссер Владимир Денисенко (1930–1984) поставил 11 полнометражных игровых фильма, из них только два («Роман и Франческа» и «Высокий перевал») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Киновед Владимир Войтенко считает, что военная драма «Совесть» — один из самых принципиальных фильмов в истории всего украинского кинематографа. … Вторая мировая война, оккупированная немцами Украина. Во время столкновения на дороге сельский парень Василий убивает немецкого офицера. Оккупанты требуют выдать парня, угрожая уничтожить всех. Проблема выбора возникает и перед Василием, из-за которого могут расстрелять односельчан, и перед ними. Как быть? Что здесь подскажет совесть? Фактически авторы фильма моделируют на экране ситуацию, созвучную с актуальными для того времени постулатами философского учения экзистенциализма, что, безусловно, не могло быть принято там, где господствовало «единственно правильное» марксистско-ленинское. Сюжет «Совести» раскрывает историю человека, лишенного выбора, когда каждый из возможных поступков — практически проигрышный. И когда совесть побеждает идеологию. Конечно, такой фильм в тогдашней Советской Украине не мог попасть на экраны. Его запретили для просмотра» (Войтенко, 2015).
Мнения зрителей XXI века относительно этой черно-белой, жесткой по фактуре военной драме, снятой Владимиром Денисенко совместно со своими студентами, порой противоположны.
«За»: Очень необычный фильм о войне вообще, а для киностудии имени Довженко — в частности. Причём, "Совесть" кардинально отличается от отечественных военных фильмов не только стилистикой — строгой псевдо-документальной подачей материала, — но и собственно материалом: никакого шапкозакидательского хэппи-энда, когда наши всегда в конце побеждают. Всё жёстко, трагично и безысходно» (Г. Воланов).
«Против»: «Очень слабый фильм. Первые минут двадцать непонятно вообще, о чем идет речь. Остальные немного вносят ясность, но все равно плохо. Затянутые крупные планы по делу и без дела, бессмысленные паузы и акцентирование на ненужных мелочах» (Чихач).
Александр Федоров, 2021
Все подробности о запрещенных советских фильмах в книге (она в сети в свободном доступе - https://ifap.ru/library/book624.pdf ): Федоров А.В. Рекордсмены запрещенного советского кино (1951-1991) в зеркале кинокритики зрительских мнений . М.: ОД «Информация для всех», 2021. 120 с.