Анатолий Дмитриевич Папанов всю жизнь был верен одному театру, одной женщине, одной профессии. Про него говорили, что он надежный, основательный, настоящий.
Он воевал, но война не сломала его, хотя он чудом выжил и остался инвалидом. Говорят, что если человек умеет достучаться до детских сердец, значит, он остается человеком. Папанов умел – его голос волка, комедийные роли маленькие зрители принимали и любили.
Анатолий Папанов в 19 лет ушел на фронт в первый день Великой Отечественной войны. Был артиллеристом-зенитчиком, командовал целым взводом. В 1942 году Анатолий Дмитриевич получил тяжелое ранение в ногу, после чего долго лечился в госпитале, получил инвалидность. Медики оставили его без пятки и двух пальцев на ноге.
И все-таки Папанов был, прежде всего, человеком искусства – он не просто актер театра и кино, он явление. Удивительно, сколько граней актерского мастерства заключала в себе эта личность.
Он много играл в театре. Не обходилось без забавных эпизодов: как-то Папанов, играя Городничего в постановке «Ревизор», должен был произнести классическую фразу: «Я пригасил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет ревизор!». Но актер завершил фразу так: «… к нам едет Хлестаков!», и раскрыл всю интригу.
Поняв, как оплошал, Папанов тут же добавил: «Но как! Инкогнито!».
Не секрет, что в молодые годы из-за невостребованности Анатолий Папанов выпивал. Да так, что попадал в разные истории. Как-то на съемках фильма его вместе с коллегой, изрядно употребивших, закрыли в номере, чтобы пресечь возлияния. Тогда Папанов связал простыни, прикрепив к одному концу деньги и записку, спустил из окна на улицу. В записке была прописана просьба помочь актерам в сложной ситуации со спиртным.
А как-то подвыпивший Анатолий Дмитриевич уснул на скамье возле прокуратуры, а когда его разбудил человек в погонах, то напинал ему. В итоге получил 15 суток. По вечерам Папанова отвозили в театр, где он играл, а потом возвращали в место отбывания наказания.
Актер искренне хотел завязать с пагубной привычкой и много раз бросал пить, но совсем ненадолго. В итоге он смог сам завязать. Удивительно, но после этого выпивающих компаний Анатолий Дмитриевич не избегал, и даже подливал своим гостям. Часто он говорил кому-нибудь из друзей: «Ты пьешь, а я хмелею!».
Папанов так и не вступил в партию по принципиальным соображениям. Он говорил, что все заслуги в его жизни должны быть связаны с творчеством. И никакой политики в них быть не должно. Когда пил, говорил, что вступить в партию не может, потому что боится потерять партбилет. А потом говорил, что уже поздно, и ему там делать нечего.
А ведь актером Папанов мог и не стать: в ГИТИС он пришел поступать худой, хромой, опиравшийся на тросточку. Брать его не хотели, но увидели в нем талант. Там же он познакомился с будущей супругой. Однако мама говорила девушке Наде, чтобы поискала кого-то получше, постройнее. Но девушка влюбилась, и не прогадала.
Свадьбу сыграл в мае 45-го через десять дней после Великой Победы. Вместе были до конца жизни Папанова.
Подписаться на канал «КиноНытик»