Найти тему
ЭКСКУРС TV

Из Казани в Крым на велосипеде. День 38. Междуморье

Если ветер дует вам в лицо, значит вы едете не в ту сторону

Путевые заметки с иллюстрациями и историческими справками.

Между Анапой и Темрюком лежит Междуморье. Как бывает территория меж двух рек, называемая междуречьем, так и между двумя морями должно быть Междуморье. Эта территория заслуживает этого названия. Тот редкий случай, когда ты вышел из одного порта, пришёл в другой на другом море, не покидая суши и не замочив ног.

Отдых на Анапке. В 20 метрах - трасса Пионерского проспекта
Отдых на Анапке. В 20 метрах - трасса Пионерского проспекта

Я вышел из Анапы утром 38-го дня, и к вечеру того же дня прибыл в Темрюк. Расстояние за день было относительно небольшим - всего 60 километров. Но эти 60 километров были, во-первых, постоянно в горку, и, во-вторых, против ветра.

Какое детство, такая республика
Какое детство, такая республика

Выезжал из Анапы по Пионерскому проспекту. Удивительно, почему при такой ширине, востребованности дороги, её насыщенности лагерями, пансионатами и домами отдыха, наличием крупного города с одной стороны и аэропорта с вокзалом с другой, по ней не проложили трамвай.

Удержаться и не воткнуть муравейничек в заповедных плавнях невозможно
Удержаться и не воткнуть муравейничек в заповедных плавнях невозможно

Вокзал в Анапе недавно реконструировали, что заставило меня немного поломать ноги на разобранном переезде, и электрифицировали. Теперь поездам, идущим в Анапу, нет необходимости по Крымску менять локомотив и стоять там для этого по полчаса.

Пешеходный мостик через Анапку у Пионерского проспекта
Пешеходный мостик через Анапку у Пионерского проспекта

Анапский аэропорт носит название "Витязево", хотя сам посёлок Витязево от аэропорта находится на удалении примерно 4,3 км (по дорогам), а вплотную к аэропорту расположены посёлок Красный Курган и Цибанобалка (над западной окраиной которой вообще проходит глиссада).

Заходит на посадку
Заходит на посадку

Аэропорт "Витязево" двойного базирования. Это значит, что кроме гражданской авиации аэропорт использует Министерство обороны, и в этот день мне повезло. Когда я проезжал под глиссадой у строящейся развязке на трассе Новороссийск-Керчь, на посадку как раз заходила эскадрилья военных самолётов. Прямо над головой.

-6

На этом интересности закончились, и началась просто дорога. С почти невидимым, но зато вполне ощутимым уклоном вверх. И ещё этот встречный ветер. Едешь, словно в стену упираешься.

-7

Ещё в Геленджике я столкнулся с одной напастью, название которой я забыл, но которая мне попила крови по дороге вплоть до Евпатории, выматывая все нервы постоянными проколами то переднего, то заднего колеса.

Это такие маленькие, длиной примерно 4-5 мм, шипы какой-то травы. Они втыкаются в покрышку и начинают постепенно заходить всё глубже и глубже, подтачивая камеру и в конце концов протыкая её. Поскольку травы этой тут полно, то и шипов этих миллионы. С асфальта их ещё сдувает, но стоит съехать на обочину...

Мой рекорд - шесть проколов в одной камере. Причём это каждый раз неожиданность. То есть ты не чувствуешь, что камера чуть-чуть спустила, и пора её или заклеить, или поменять, или подкачать, если сейчас неудобно менять и клеить. Ты едешь-едешь на 80 Psi, а потом раз - и 0. Приехали.

А вы говорите у нас велодорожек нет!
А вы говорите у нас велодорожек нет!

Между Геленджиком и Новороссийском эта фигня меня не доставала. И слава Богу, потому что в конце маршрута, в темноте, менять колесо или раскидывать палатку под деревом у обочины из-за невозможности колесо сменить было весьма неприятно.

Но в Темрюке... В Темрюке эта сволочь на утро дала о себе знать. А пока я, прорываясь к Темрюку, засёк АЗС "Лукойл" с компрессором и автомобильной насадкой на нём. И размеченной в Psi шкале. Это же находка! Качаю до 80 оба колеса - и как по маслу, по началу даже ветра не замечаешь!

На подступах к Темрюку. Я дисциплинированный водитель! Меня приветствуют!
На подступах к Темрюку. Я дисциплинированный водитель! Меня приветствуют!

Темрюк город старый, и вроде как названием своим обязан тестю самого Ивана Грозного, кабардинскому князю Темрюку Идаровичу. Насколько это правда, судить сложно. Дело в том, что Темрюк Идарович захватил крепость, которую заложили и построили Османы ещё во времена Селима I, а достроили они же во времена Сулеймана Великолепного.

В дальнейшем удержать эту крепость кабардинский князь не сумел, и в 1570 году крепость у него отжали крымские ханы, что фактически означало возвращение (хоть и косвенное) османов на эти земли. И насколько мне известно, крепость после перехода под власть Крымского хана была переименована в Адис.

А вот при захвате крепости у турок Темрюк Идарович основывает укрепление Новый Темрюк, намекая на то, что старый на этом месте уже существовал. И тут вопрос: это Темрюку так повезло, что его имя совпало с названием захваченной крепости? Такое вот удачное совпадение?

Немного автора вам  в ленту
Немного автора вам в ленту

В Темрюке меня тоже ждал гостеприимный друг, тёзка, который показал мне город со всех сторон. Увы, от старинного городка мало что осталось. Несколько зданий в центре, крепость давно срыли, остальная часть центра застроена советским типовым жильём, а по периметру - частный сектор.

Город сонный, тихий, неторопливый. Хотя и в эту размеренную жизнь, бывает, природа вносит свои очень существенные и отрицательные коррективы, как это случилось, например, в 1969 году, когда нагонной волной высотой в 4 метра смыло несколько деревень, затопило Темрюк и подтопило Славянск-на-Кубани.

Неширокая и тихая Кубань при определённых обстоятельствах может наделать немало бед
Неширокая и тихая Кубань при определённых обстоятельствах может наделать немало бед

Как это случилось? Четыре дня дул юго-восточный ветер, отгоняя море, которое отступило на метр, а потом ветер резко сменился. Вода пошла обратно, и не просто пошла, а пошла по ветру. Волна шириной несколько сот километров и высотой 3-4 метра обрушилась на берег. Сотни погибших и пострадавших, полностью уничтоженные деревни...

Для чего я это рассказываю? Для того, чтобы вы со мной вместе на утро следующего дня оценили слабоумие и отвагу местных застройщиков без царя в башке. И слабоумие и отвагу тех, кто у них покупает жильё.

Большинство фотографий сделано на зеркальную камеру Canon EOS 6D Mark II, в довесок к китовому объективу был докуплен светосильный объектив Tamron 2.8 70-200, и вся эта машинерия ехала у меня в рюкзаке за спиной. Четыре килограмма живого веса, но фоточками я доволен. Рекомендую этот комплект (Кэнон + Тамрон)

Участок: Анапа - Темрюк
Расстояние за день: 60
Расстояние итого: 2810
Из них:
на велосипеде: 1926
на автобусе / такси: 3
на кораблях: 2
на своих двоих: 60
на трамвае: 34
на поездах: 906
Реки: Анапка, Можепсин, Гостагайка, Старая Кубань, Казачий Ерик, Кубань

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!

Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб

Из Казани в Крым на велосипеде: День 1: А всё-таки люди у нас хорошие! | День 2: Дождя много не бывает | День 3: Красота природы и серость городов | День 4: Мгновенная карма | День 5.1: Огни Севера - боль и кошмар Ульяновска | День 5.2: Ульяновск: всё не так уж плохо! | День 6: И вновь начинается бой | День 7: Дорогу видишь? А она есть! | День 8: Ожидание vs Реальность | День 9. Сызрань: жемчужина на Волге | День 10: Хвалынские горы | День 11: Очарование рассветом и разочарование Хвалынском | День 12: Как я поверил в людей | День 13: Трасса, дождь и электричка | День 14: Влюбиться в Саратов | День 15: Саратов - лучший город Земли | День 16: Укатали Сивку саратовские горки | День 17: Дорожная депрессия | День 18: Как же так? | День 19: Петравал | День 20: Добро пожаловать в Волгоград | День 21. Часть 1. Надолговон | День 21. Часть 2. Старая Сарепта | День 21. Часть 3. Волгоградский метротрам | День 22. Часть 4. Спрятавшиеся улицы Царицына | День 22. Часть 5. Хочу чтобы не было войны | День 23. Степь | День 24: Ростов-папа | День 25: Навигатор не подвёл! | День 26: Пора на урок | День 27: И снова галочка "грунтовые дороги" | День 28: Шакалы, вилы и борщик с пампушками | День 29: Непредвиденный Краснодар | День 30: Краснодар город контрастов | День 32: Старыми добрыми тропами | День 33: Селям Алейкум, Къара Дениз | День 34: Город белой невесты | День 36: Что бывает, если отключаешь голову | День 37: Анапец