Сегодня в книжном ХорГромДзене повести Веры Пановой и размышления об устройстве семьи.
Сначала про книгу - отлично.
«Спутники» про бригаду санитарного поезда. В Великую Отечественную войну были поезда, переоборудованные под госпитали, с вагоном-операционной, вагоном-реанимацией, вагонами-палатами для раненых, с врачами и медсёстрами в бригаде. Задачей поезда было подойти как можно ближе к линии фронта, забрать раненых из полевого госпиталя и довезти до полноценной больницы в тылу. О людях, работавших в таких поездах, и повесть. Превосходная. Рекомендую изо всех сил.
«Ясный берег» и «Серёжа» продолжение «Спутников» в том смысле, что дело происходит после войны в совхозе, который входит в трест, где директором служит начальник санпоезда из «Спутников» Иван Егорович Данилов. Все остальные персонажи новые, сюжет со «Спутниками» тоже никак не связан. Здесь уже про сельскую послевоенную жизнь. Повести самостоятельные, хотя сюжетно «Серёжа» следует за «Берегом».
«Серёжу», кстати, по фильму многие знают. Помните «Ура, ура, мы едем в Холмогоры»? Это оно!
Одна из героинь «Серёжи» и «Берега» молодая учительница Марьяна, мать того самого Серёжи. Марьяна вышла замуж прямо перед войной. Летом 1941-го муж ушёл на фронт, вскоре погиб, Серёжа родился после смерти отца. Понятное дело, мальчик знал, кто его папа, Марьяна рассказывала про него сыну, показывала фотографии.
В «Ясном береге» за Марьяной начал ухаживать совхозный зоотехник Иннокентий Владимирович Иконников. В гости ходил, беседы вёл, были все шансы, что посватается.
А теперь цените размышления Марьяны насчёт потенциального повторного замужества и сына:
Обратим внимание, Марьяна понимает, что странно называть папой того, кто совсем не папа. И сделаем вид, что не заметили вопиюще патриархального «отец, самый главный человек, опора семьи».
Спойлер: в «Ясном береге» замуж за Иконникова Марьяна не выйдет. Это хорошо, потому что Иконников так себе субъект. В конце повести к Марьяне посватается председатель совхоза Дмитрий Корнеевич Коростелев. К Коростелеву Марьяна будет гораздо благосклоннее, поэтому… /интрига/ ... повесть «Серёжа» начинается с подготовки к свадьбе. Цените:
Произошло отождествление: между мужем мамы и папой поставили знак равенства.
Несколько страниц спустя (замуж Марьяна вышла, но свадьбы устраивать не стали, в городе расписались, и всё):
Можно сказать, что дело было давно, тогда была другая жизнь и другие понятия. Но даже я застала время, когда идея, что мамин новый муж - это новый ПАПА, не вызывала ни у кого ни удивления, ни возражений.
А почему? Зачем из отчима делать папу?
Ладно б Серёжа родился неведомо от кого, и Марьяна пыталась бы «узаконить» ребёнка. Но она была замужем, все, включая Серёжу, знают, кто его отец. Зачем путать ребёнка? Почему папа и муж мамы не могут быть разными людьми?
Версия: это неизжитое наследие патриархата. Ребёнок в доме мужчины может быть только его собственный, следовательно, муж мамы не может не быть папой её детям. Видимо, отсюда же растут ноги распространённого в недавнем прошлом убеждения, что вдовую или (о ужас!) разведённую женщину с ребёнком больше замуж никто не возьмёт. Объяснение с одной стороны эволюционно-биологическое, какой мужчина захочет тратить свои ресурсы, чтобы растить ребёнка с генами другого мужчины, а с другой альфасамцовое - как это у моей жены дети не от меня, кто посмел на мою собственность покуситься и все дела.
Такая версия объясняет происходящее в «Серёже».
Справедливости ради, Коростелев приличный человек. Он заботится о Серёже, как о родном, но не требует, чтобы тот и в самом деле считал и называл его папой. Будь у повести продолжение, думаю, мы бы там увидели, что он сохранил память о настоящем Серёжином отце.
Но что Марьяна представляет его новым папой - всё равно чудно.
Особенно если учесть, что к послевоенным пятидесятым без биологических отцов выросло уже не одно поколение детей. Страна пережила Первую мировую, революцию, гражданскую и Вторую мировую, и в каждом из этих мероприятий участвовали и погибали преимущественно мужчины. Значит, вдов с детьми уже какое десятилетие подряд было пруд пруди. И уже какое десятилетие подряд эти женщины выходили замуж повторно. И все знали, кто настоящий отец ребёнка, и всё равно упорно нового мужа мамы называли папой.
Интересно, как это тогда оформляли в документах. В повести Пановой не написано, усыновлял ли Коростелев мальчика официально. Или тогда это делалось автоматически при регистрации брака? Что было написано в Серёжином свидетельстве о рождении? Когда Серёжа вырос, на какую фамилию он получал паспорт? Если так тщательно оберегали устную традицию называть нового мужа новым папой, не может быть, чтобы она не была закреплена на бумаге.
Тем интереснее узнать, когда был прерван порочный круг. Вот бы найти «нулевого пациента», первую женщину, которая, выходя замуж повторно, представила ребёнку мужа своим новым мужем, а не его, ребёнка, новым папой.
*****************
Подписывайтесь на книжный ХорГромДзен!
*****************
Покупайте книги Веры Пановой:
Читай-город 📚🛒
Book24 📚🛒
*****************
Другие интересные статьи книжного ХорГромДзена: