184 года назад, 10 февраля 1837-го, случилось непоправимое – офицер-кавалергард Жорж Дантес смертельно ранил на дуэли великого русского поэта Александра Пушкина. В этой истории до сих пор много белых пятен. Основываясь на исследованиях историков и филологов, мы попытаемся проследить, как развивались события, что на самом деле произошло между Жоржем Дантесом, супругами Пушкиными и какой вывод из этой трагической истории может сделать наш современник.
К нам пожаловал палач
Прибыв в 1834 году в Петербург, 22-летний голубоглазый блондин Жорж Шарль Дантес ставил перед собой конкретные цели: карьера, власть, деньги. Способы достижения практиковал самые разные – современники характеризовали молодого человека так: «расчётлив, властен, хитёр и очень завистлив».
Его усыновил во взрослом возрасте барон Луи Геккерн, и в высшем свете многие говорили: между Дантесом и его приёмным родителем нетрадиционная связь. Чтобы отвести от себя подозрения, «отец и сын» решили разыграть псевдороман между Дантесом и девушкой из высшего света. Но здесь мы сталкиваемся с первой нестыковкой: зачем Дантес положил глаз именно на замужнюю Натали, которая в добавок на момент знакомства с ним уже была в положении, нося под сердцем четвёртого ребёнка Александра Сергеевича? Гораздо проще и логичнее со стороны француза было бы выбрать предметом ухаживаний юную, незамужнюю девушку – но нет, Дантес настойчиво цепляется к Натали.
По свидетельствам очевидцев, «долгих ухаживаний и признаний в искренних чувствах» не было и в помине. По сути, Дантес, едва познакомившись на одном из светских раутов с Натальей Пушкиной, сразу довольно резко обозначил, что она ему нравится и поэтому уже «что-то ему должна». Реакция Натальи Николаевны была мгновенной. Она, что называется, отбрила «ухажёра», указав пальчиком на любимого мужа. План Дантеса рухнул, как карточный домик, он негодовал. А что же это, собственно, был за план?
Растопчу и уничтожу
Дантес начал компрометировать не только Наталью Николаевну, но, главным образом, самого Пушкина. Ведь через неё он хотел добраться до самого Александра Сергеевича. Свои многоходовые планы по уничтожению Пушкина француз воплощал в тандеме с Идалией Полетикой – петербургской интриганкой, скрывавшейся под личиной «доброй приятельницы» Натальи Николаевны, и в какой-то момент по Петербургу поползли слухи: жена Пушкина изменяет ему с Дантесом.
С чего всё началось? Приятельница Натальи Николаевны позвала её в гости. Каково же было удивление жены поэта, когда её в доме знакомой встретил… Дантес. Натали была в шоке – тогда она ещё понятия не имела, что ему было надо. «Вынул пистолет и грозил застрелиться, если она не отдаст ему себя. Пушкина не знала, куда ей деваться. По счастью, дочь хозяйки дома явилась в комнату, гостья бросилась к ней», – написала о тех событиях в своём дневнике княгиня Вера Вяземская – близкий друг семьи Пушкиных.
Именно это так называемое «свидание» Дантес с его приёмным родителем Геккерном имели в виду, когда писали издевательскую анонимку великому русскому поэту, причислив его к «ордену рогоносцев». Хотя авторы послания доподлинно неизвестны, у пушкинистов нет сомнений – это их рук дело. План был прост – оклеветать жену Александра Сергеевича, внести разлад в отношения супругов, уронить в грязь честь семьи и поэта лично. А теперь главный вопрос – зачем?
Это зависть. Чёрная, всепоглощающая нарциссическая зависть закомплексованного человека, который болезненно воспринимает превосходство и больше всего не может выносить грандиозный чужой успех. О Пушкине известно, что он был на редкость харизматичной и яркой личностью. В высшем обществе его обожали не только за талант, но и за лёгкость в общении, острый ум и блестящее чувство юмора. Стоило ему показаться на публике, вокруг тотчас собирались люди – Александр Сергеевич был невероятно притягательным человеком. Ему была присуща витальность – редкая способность искренне радоваться жизни, отвлекаясь от житейских неурядиц, находить хорошее в каждом дне. Гоголь говорил про Пушкина: «Смеётся так, что кишки видно», – так в поэте проявлялась радость жизни. Можно стать титулованным и богатым, но нельзя заполучить талант и столь прекрасные черты характера, как у Пушкина, ведь витальность сочеталась в нем с патриотизмом – Александр Сергеевич обожал всё русское.
Как любой нарцисс, больше всего Дантес завидовал не материальному, а тому, что у человека невозможно отобрать – честность Пушкина и его глубокое внутреннее достоинство. Поэтому Жорж выстроил многоступенчатую схему, чтобы свести великого русского поэта со света, используя его жену и даже ещё не рождённого ребёнка.
Не удивительно, что в помощники Дантесу вызвалась близкая ему по духу Идалия Полетика – незаконная дочь графа Строгонова. Овдовев, отец Идалии всё-таки женился на её матери, но девушка так и не избавилась от комплекса, незаконного происхождения. Чувствуя свою неполноценность в дворянском обществе и повстречав Дантеса, она разделила его злобу и зависть. На этом и строилась их общение. Вместе они быстро нашли жертв для выплеска своего негатива. Если Дантес жгуче завидовал самому поэту, то Идалия ненавидела обоих супругов Пушкиных – поэта по тем же причинам, что и Дантес, а Наталью Николаевну за её привлекательную внешность и высокий статус в свете, который ей, незаконнорождённой, был недоступен. Лучшая подруга супруги Николая первого – императрицы Александры Фёдоровны – Наталья Пушкина вызывала в Идалии бешенство своим высоким положением в обществе и гениальным мужем.
Единство душ
Отношения поэта с женой Натальей – отдельная история, полная любви, очарования и взаимного уважения. Современники отмечали, насколько трепетно и нежно он относился к супруге. Та, в свою очередь, была для него не только любимой женой и музой, но соратником, другом, поддержкой и опорой. Такие отношения редко можно увидеть в повседневности, тем более у творческих людей – гениев, каким был Пушкин. Как говорят современники, это был союз двух психологически здоровых, зрелых личностей. Отличительной чертой пары было то, что они никогда не давали друг другу поводов для ревности. Поэтому, когда шокированная Наталья Николаевна примчалась домой после неожиданной встречи с Дантесом дома у Идалии Полетики, сразу рассказала мужу всё, как было. Александр Сергеевич внимательно выслушал супругу и поверил ей. Именно поэтому на все дальнейшие провокации Дантеса Пушкин реагировал яростно. А если бы он не поверил жене, в семье бы наступил разлад, подогреваемый непристойными слухами, которые вероломный француз со своими друзьями распускал по всему Петербургу. Для Дантеса это был бы праздник какой-то.
Злополучная дуэль состоялась только потому, что Натали не успела вмешаться и уберечь мужа от импульсивного решения стреляться с обидчиком. В защиту Александра Сергеевича нужно сказать, что Дантес измучил его невероятно: больше года он провоцировал поэта, закидывал его анонимками и издевался. Однажды у Пушкина просто сдали нервы. Если бы Наталья Николаевна знала о предстоящей дуэли, несомненно, сделала бы всё, что в её силах, чтобы этого не произошло.
Будь осторожен
История гибели светила русской словесности поучительна: от чёрной зависти психологически нездоровых людей не застрахован никто. Говоря современным языком, эта история – самый яркий пример смерти от рук абьюзера в прямом и переносном смысле. Вывести жертву на эмоции, довести до решительных шагов и постараться уничтожить – классические приёмы деструктивных личностей. Так действовал и Дантес. Оглянитесь по сторонам. Может быть, в вашем окружении тоже есть скрытые Жоржи и Идалии?
Татьяна Диулина для "Волжского химика"