Найти тему
Всем балет!

Как создаются декорации для балета? Изнанка театра Урал Опера Балет

Оглавление

Декорации — неотъемлемая часть любого спектакля на сцене академического театра, а искусство сценографии зародилось примерно тогда же, когда и театр, поэтому одно без другого сегодня представить невозможно. Декорации визуализируют место действия, воссоздают на сцене архитектуру, ландшафт и даже эпоху. Можно представить, насколько это должно быть масштабно! Именно поэтому одни из самых дорогих этапов создания балетного спектакля — это производство и оформление, над которыми трудятся художники-декораторы и мастера производственных цехов.

Создание декораций начинается с изучения эскизов, которые подготовил художник. Далее работники производства продумывают варианты осуществления замысла художника, именно они предлагают варианты материалов, из которых планируется сборка кулис и объемных декораций, а затем занимаются поисками способов работы, чтобы результат был максимально приближен к задумке. Способ осуществления замысла может быть любым, но что для этого нужно сделать — всегда вопрос, который нужно решить наиболее удачным способом как с точки зрения оригинальности, так и с финансовой стороны. Именно поэтому окончательный вариант декорации получается далеко не с первого раза.

Заглянем в производственный цех театра Урал Опера Балет и посмотрим, как создаются декорации для нового балета «Конёк-горбунок».

Декорационный цех

Здесь создаются плоские фрагменты декораций (например, задний фоновый занавес и кулисы) в натуральном размере. Прямо сейчас слева завершается оформление части декораций к балету «Неаполь», справа — в самом разгаре работа над одним из фоновых занавесов к новому спектаклю «Конек-горбунок» по эскизам художника Анастасии Нефёдовой.

Многочисленные отрезки — цветные световые фильтры, которые использованы в создании декорации не совсем по назначению. В этой композиции фильтр становится главным материалом для воплощения в жизнь замысла художника. Фильтр создаст такой эффект, который невозможен при использовании других материалов — это идея мастеров цеха. Чтобы осуществить той или иной замысел, им зачастую необходимо с нуля обдумывать технологию, которая не использовалась в других спектаклях, как и произошло в случае с декорациями для балета «Конек-горбунок».

Фильтр продается в рулонах по 10 м стоимостью около 20 тыс. рублей за штуку, и таких рулонов требуется очень много для создания одного занавеса, в данном случае — 21.

Как правило, по эскизу художника сначала создается небольшой пробный вариант — макет, который помогает понять технику исполнения, затем декорация постепенно увеличивается и приближается к натуральным размерам, но только после одобрения художником всех деталей.

Эскиз художника/Макет - уменьшенная копия декорации
Эскиз художника/Макет - уменьшенная копия декорации

Когда поиск способов завершен, начинается работа над декорацией в том виде, в каком она будет представлена на сцене. Но и в этот вариант скорее всего еще предстоит внести корректировки.

В данной декорации идет ручная сборка фрагментов цветных фильтров в единую композицию с последующим закреплением его на крупной сетке. Сетка не будет видна из зрительного зала благодаря работе осветителей, но зато удержит все детали композиции. В балете «Конек-горбунок» задний занавес будет меняться семь раз, на фото ниже — часть одного из них:

Ручная сборка фрагмента задника
Ручная сборка фрагмента задника

Как правило, все мягкие декорации, которые создают на сцене место действия, держатся на прозрачной сетке, например, кулисы ко второму действию балета «Жизель» — ночной лес:

-4

Репертуар театра богат не только балетными спектаклями, но и оперными, и далеко не все декорации не помещаются за кулисами и в цехах, а только малая часть. Справа и слева от сцены располагаются довольно большие «карманы», которые можно сравнить по площади со сценой, где в разобранном виде хранятся декорации на несколько спектаклей вперед согласно афише. Декорации к предстоящему вечернему спектаклю устанавливаются рано утром; монтаж и подготовка сцены, а также проверка светового оборудования продолжается после утренних репетиций на сцене.

Когда спектакль завершается, его оформление помещают в грузовой автомобиль и отправляют за город на специальный склад. Там декорации хранятся до следующего показа спектакля в театре. В обратный путь грузовая машина направляется с новой порцией декораций для нескольких следующих спектаклей на несколько дней вперед.

Мягкие декорации (кулисы и задние занавесы) обычно хранятся на складе в свернутом виде. За день до спектакля их доставляют в театр и закрепляют на сцене, применяя различные грузы и растяжки, чтобы к приходу зрителей все части разгладились.

Перед премьерой новые декорации необходимо проверить на сцене, для этого выделяется постановочная неделя. К этому времени уже должна быть готова хореография, отрепетированы фрагменты в исполнении солистов и кордебалета, получено одобрение художника по всем частям оформления.

Если все это готово, начинаются репетиции на сцене со сменой декораций. Бывает, что постановочная «неделя» растягивается на две, чтобы артисты смогли перенести в кулисы все, что было отрепетировано в классе, особенно проверить все мизансцены с мягкими декорациями и жесткими объектами, и понять, как взаимодействовать с ними во время спектакля.

Декорация к картине «Волшебный остров» балета «Конек-горбунок»: слева — эскизы цветов, которые будут помещены на декорацию, справа — уменьшенная копия декорации, по которой вскоре будет создан оригинал в натуральном размере. В данном случае за основу взяты готовые фотографии цветов, и мастера декорационного цеха повторили их на макете, чтобы согласовать с художником:
-7

Бутафорский цех

Здесь в самом разгаре производство объемных декораций к новому балету: камни, матрешки средних размеров, лепестки для декорации картины «Волшебный остров». Производство разделено на несколько этапов, за каждый из которых отвечают разные мастера цеха за отдельным рабочим столом.

Бутафорский цех. Справа - часть объемной декорации (камни). На заднем плане - матрёшки
Бутафорский цех. Справа - часть объемной декорации (камни). На заднем плане - матрёшки

Для всех работ бутафорского цеха необходим особый клей, и он изготавливается на месте: варится в специальной посуде. Обычно за основу этой смеси один из видов сухого клея, который необходимо растворить в горячей воде и варить при определенной температуре. Затем добавляется другой вид клея до тех пор, пока не будет получена удобная для работы консистенция.

Объемные декорации тоже создаются методом проб, ошибок и бесконечного поиска лучших видов исполнения, поэтому варианты оформления, указанные на фото — черновые. Как правило, обычно финальная декорация получается после нескольких экспериментов.

Камни до обработки и в процессе. Бутафорский цех
Камни до обработки и в процессе. Бутафорский цех
Образцы зеленых листьев на проволочном каркасе уже были представлены художнику, и утверждённые варианты приняты к производству. Лепестки выполнены из огнестойкого сукна:
-10

Макетно-поделочный цех

Из бутафорского цеха мы перемещаемся в макетно-поделочный цех, где изготавливается другая часть жестких декораций в натуральном размере. В цехе трудятся пять мастеров.

Макетно-поделочный цех
Макетно-поделочный цех

Для нового балета «Конек-горбунок» здесь будут собраны горы (камни к которым в процессе производства в бутафорском цехе), а также полуобъемные матрешки на колесах высотой 3 и 5 метров.

Место, выделенное черным цветом на принте, будет вырезано и по сюжету спектакля станет «киоском». Весь рисунок пропечатан на принтере, и это первая проба, которая должна показать, какие технологии нужно совершенствовать и какой способ печати выглядит лучше.

Матрёшка-киоск (черновой вариант). Каркас покрыт огнезащитной краской
Матрёшка-киоск (черновой вариант). Каркас покрыт огнезащитной краской

Во время спектакля на сцене используется мощная осветительная техника, которая при контакте с декорацией может стать причиной возгорания. Именно поэтому все театральные декорации производятся из небьющихся и негорючих материалов в целях безопасности артистов и зрителей.

Стоимость постановки нового балета в наши дни — более 30 млн рублей, куда входит и полное художественное оформление спектакля уникальными декорациями, созданных по специальному заказу.

🎭 Как создается балетный спектакль сегодня? Идея, музыка, хореография, стоимость