Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

При администрации Байдена давление на Пекин в Южно-Китайском море только усилилось

США и их союзники ужесточают свою позицию и направляют военные корабли в воды, на которые претендует Китай. В качестве последнего признака преемственности американской политики в Азии недавно вступившая в должность администрация Байдена ужесточает свою позицию по претензиям Пекина в Южно-Китайском море.

В ходе своей последней Операции по обеспечению свободы судоходства (FONOP) в Южно-Китайском море Пентагон демонстративно развернул эсминец с управляемыми ракетами USS Russell в 12-мильной зоне вокруг заявленных Китаем островов в Спратли. Всего несколькими неделями ранее другой американский военный корабль, эсминец класса Arleigh Burke USS John McCain, провел аналогичную операцию около Парасельских островов, которые оспаривают Китай и Вьетнам. Администрация Байдена также наблюдала за первой в этом году операцией Пентагона с двумя авианосцами, в ходе которой в этом районе проводились учения авианосных ударных групп Nimitz Carrier Strike Groups и Theodore Roosevelt Carrier Strike Groups .

Расширение военно-морского присутствия нового американского руководства в этом районе совпало с ужесточением дипломатических позиций. Госдепартамент США раскритиковал недавно принятый Пекином спорный Закон о береговой охране Китая, назвав его источником «глубокой озабоченности» и частью более широких усилий азиатской сверхдержавы по «принудительному утверждению своих незаконных морских притязаний в Южно-Китайском море».

Новый морской закон Пекина вызвал возмущение среди союзников США в Азии, поскольку он призывает огромный флот береговой охраны Китая, наряду со вспомогательными военизированными судами, использовать «все необходимые средства, включая стрельбу по нарушителям» в спорных водах. Последние шаги США в спорной области последовали за тем, как президент США Джо Байден охарактеризовал азиатскую державу как «самого серьезного конкурента Америки» из-за ее якобы прямого нападения на «структуры глобального управления», созданные после Второй мировой войны под руководством Вашингтона.

Выражая свою открытость работе с Китаем, когда это приносит пользу американскому народу, новый президент США в значительной степени принял агрессивный характер политики бывшей администрации Трампа против морской самоуверенности Пекина в Азии.

Основные военно-морские операции. За первый месяц своего пребывания у власти администрация Байдена провела по меньшей мере три крупные военно-морские операции в водах близ Китая, что, безусловно, является самой мощной американской демонстрацией силы за последнее десятилетие. Эсминец класса Arleigh Burke USS Russell был лишь последним американским военным кораблем, бросившим вызов чрезмерным притязаниям Китая в международных водах.« Эта операция по свободе судоходства (FONOP) поддержала права, свободы и законное использование моря, признанные в международном праве, оспаривая незаконные ограничения на безобидный проход, введенные Китаем, Вьетнамом и Тайванем», – говорится в заявлении 7-го флота ВМС США.

За последние четыре года в среднем США проводили почти полдюжины таких операций в год, что резко возросло по сравнению с невыполненным обещанием администрации Обамы хотя бы ежеквартально проводить FONOPs в середине 2010-х годов, причем только две такие операции были проведены в 2015-м году и только три в 2016-м.

С практически нулевых операций в 2014-м году администрация Трампа увеличила их количество до шести в 2017-м году и девяти в 2019-м году. Исходя из текущих тенденций, администрация Байдена вполне могла бы соответствовать, если не превзойти, своего республиканского предшественника в прямом оспаривании экспансивных притязаний Пекина на соседние воды, отражая все более ястребиный поворот в «демократической внешней политике» в отношении Китая.

Вашингтон утверждает, что такое развертывание, при котором американские военные корабли намеренно игнорируют претензии Китая на территориальное море вокруг спорных или искусственно отвоеванных участков суши, имеет важное значение для сдерживания морских амбиций азиатской сверхдержавы и, соответственно, защиты законных интересов более мелких претендентов, а также внешних держав. Представитель 7-го флота США Джо Кейли раскритиковал «незаконные и широкие морские претензии Китая в Южно-Китайском море» как создающие «серьезную угрозу свободе моря, включая свободу судоходства и пролета, свободную торговлю и беспрепятственную торговлю, а также свободу экономических возможностей для прибрежных стран Южно-Китайского моря».

Так называемый «мирный проход». Пентагон также предостерег Китай от «одностороннего введения любого требования о разрешении или предварительном уведомлении для мирного прохода», охарактеризовав его в рамках FONOPs как согласующийся с преобладающим международным правом и правом на «безобидный проход» для военных кораблей через международные воды.

«Китай, Вьетнам, Тайвань, Малайзия, Бруней и Филиппины претендуют на суверенитет над некоторыми или всеми островами Спратли. Китай, Вьетнам и Тайвань требуют либо разрешения, либо предварительного уведомления, прежде чем иностранное военное судно вступит в «безобидный проход» через территориальное море. В соответствии с международным правом, отраженным в Конвенции по морскому праву, корабли всех государств, включая их военные корабли, пользуются правом беспрепятственного прохода через территориальное море», – добавил представитель 7-го флота, назвав его последние FONOPs необходимыми для поддержания международного права в Южно-Китайском море.

«Участвуя в «безобидном проходе» без предварительного уведомления или запроса на разрешение от любого из заявителей, Соединенные Штаты оспорили эти незаконные ограничения, введенные такими странами, как Китай, в международных водах», – утверждает Пентагон. Тем временем Госдепартамент также повысил ставку, выразив «озабоченность» по поводу недавних шагов Китая, особенно связанных с разрешением силам береговой охраны применять огонь против конкурирующих государств-претендентов в прилегающих водах. Текст нового китайского закона, по мнению Госдепартамента, «подразумевает, что он может быть использован для запугивания морских соседей КНР».

«Мы напоминаем КНР и всем, чьи силы действуют в Южно-Китайском море, что ответственные морские силы действуют с профессионализмом и сдержанностью при осуществлении своих полномочий», – заявил представитель госдепартамента Нед Прайс, – «Мы также обеспокоены тем, что Китай может ссылаться на этот новый закон для утверждения своих незаконных морских претензий в Южно-Китайском море».

В ответ на жесткую политику администрации Байдена в Южно-Китайском море Китай обвинил США в «серьезном нарушении суверенитета и безопасности Китая, серьезном подрыве регионального мира и стабильности и преднамеренном нарушении хорошей атмосферы мира, дружбы и сотрудничества в Южно-Китайском море».

Деятельность по обеспечению «свободного доступа». Есть признаки того, что к ним присоединяются и другие ключевые союзники США, обеспокоенные последствиями военно-морской мощи Китая для региональной безопасности. Ранее в этом месяце министр обороны Франции Флоренс Парли сообщила, что страна уже направила ударную подводную лодку в спорный район, в то время как Великобритания и Германия, как ожидается, также проведут крупные учения в водах, прилегающих к Китаю, в ближайшие месяцы. Отдельно военный корабль Королевского Канадского флота также провел свою собственную «операцию по обеспечению свободного доступа» через Тайваньский пролив по пути к совместным учениям с коллегами из США, Австралии и Японии.

Майкл Шубридж, директор Австралийского института стратегической политики (ASPI), недавно предупредил: – «Однако сейчас все по-другому: с этим новым морским законом президент Китая Си Цзиньпин приказал своей береговой охране быть «волками-воинами» на море, и использовать силу, включая смертоносную силу, чтобы отстаивать китайские интересы».

Среди основных союзников США Япония, похоже, больше всего обеспокоена последним шагом Китая, когда несколько китайских судов береговой охраны вошли в спорные воды Восточно-Китайского моря вскоре после принятия нового закона об «открытом огне». Токио назвал «достойным сожаления» последнее развертывание китайской береговой охраны в глубине управляемых Японией островов Сенкаку/Дяоюйдао и предупредил, что любой акт запугивания или насилия со стороны китайских морских сил является «абсолютно неприемлемым» и будет встречен соответствующими контрмерами. «Эти действия являются нарушением международного права», – воскликнул главный секретарь Кабинета министров Японии Кацунобу Като, описывая спорные скалы и атоллы как «неотъемлемую территорию Японии».

RICHARD JAVAD HEYDARIAN