Согласно данным современной археологии, запрягать одомашненных быков, а затем и лошадей в повозку люди додумались в 33 веке до н.э. Долгое время повозки использовались лишь для перемещения грузов. Но постепенно вывели более рослых и быстрых коней, а также изобрели колесо со спицами — более лёгкое и прочное, чем сплошное. Небольшая повозка, в которую можно было запрячь двух-трёх коней и в которой стоя могли поместиться два бойца, развивала скорость до 40 километров в час. Так появилась боевая колесница.
Первым задокументированным случаем массового применения нового вида оружия была битва при Мегиддо, произошедшая в 1468 году до н.э. Боевые колесницы появились ещё в Шумере, за полтысячи лет до этой даты. Их скопировали египтяне, которые создали своего рода аналог мотострелковых войск: экипаж египетской колесницы состоял из возничего и лучника. Колесницы, как и боевые кони для них, были дорогим удовольствием, поэтому на них ездила в основном знать. Во всех государствах того времени боевые колесницы были элитными войсками.
У ханаанеян (народа, жившего на территориях современных Сирии и Палестины) тоже были свои боевые колесницы, но битву при Мегиддо они проиграли. Их 924 колесницы стали трофеями фараона Тутмоса III, возглавившего египетское войско в этом грандиозном сражении. А вот битва при Кадеше, произошедшая в XIII веке до н.э., завершилась иначе. В этом бою у Муваталли II, царя хеттов, было 3 тысячи колесниц. У его противника, фараона Рамсеса II — вдвое меньше. Благодаря лучше вооружённой пехоте египтян, сражение закончилось вничью. Что не помешало обоим царям после возвращения на родину возвести обелиски в честь великой победы, одержанной в этом бою.
Боевые колесницы получили распространение по всей Евразии, от Китая до Ирландии. Даже на острове Крит, где нет подходящих для их применения равнин, археологи нашли около пятисот боевых колесниц. Немецкий учёный Г. Бокиш предположил, что критяне производили колесницы на экспорт, продавая их соседним странам. Во многих древних эпосах, таких как «Илиада» или «Махабхарата», великие герои воюют на колесницах.
В чём было главное преимущество боевых колесниц? Оно вполне очевидно — скорость. Колесницы могли быстро перемещаться по полю боя, и столь же быстро покинуть его в случае явного поражения. Стоящий на колеснице лучник возвышался над пехотой. Колесница выполняла функции мобильной платформой для стрельбы по врагу. К колёсам иногда прикреплялись лезвия кос или мечей, что позволяло колеснице поражать вражескую пехоту при проезде через её ряды.
В таком случае, почему уже к VII веку до н.э. колесницы постепенно исчезают с поля боя? В позднем Риме очень любили наблюдать за гонками колесниц на ипподромах, но в сражении их уже не использовали. Цезарь писал о применении боевых колесниц британскими кельтами как о диковинке: «Сначала их гонят кругом по всем направлениям и стреляют, причём большей частью расстраивают неприятельские ряды уже страшным видом коней и стуком колёс; затем, пробравшись в промежутки между эскадронами, британцы соскакивают с колесниц и сражаются пешими». В римской армии к тому времени колесниц уже давно не было. Что стало тому причиной?
Колесницы в античном мире теряли значение по мере развития обычной кавалерии. Когда кони стали достаточно крупными, чтобы долгое время нести на себе всадника, необходимость запрягать их в повозку отпала. Колесница существенно уступала всаднику в проходимости и маневренности. Кроме того, она стоила очень дорого. На те же средства можно было вооружить и снарядить гораздо больше кавалеристов. Колёса и ось колесницы во время быстрого движения по пересечённой местности испытывали сильные нагрузки и порою ломались, что могло привести к гибели экипажа. Но даже если поломка происходила не на поле боя, починка колесницы требовала квалифицированного труда, запасных частей и времени.
По всем этим причинам от колесниц отказывались. Уже в битве при Даскелионе, случившейся в 395 г. до н.э., греков атаковали всего две колесницы, при том, что в той же атаке участвовало 400 персидских кавалеристов. Но в некоторых странах колесницы оставались на вооружении ещё несколько веков.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
© Булат Мамлиев