С 8 февраля было наконец отрыто железнодорожное сообщение между Минском и Москвой. Пока, правда, пущен только один фирменный поезд «Беларусь», но в планах БЖД и РЖД расширение сообщения. В Москву поезд №2/1 отправляется в 22:10 и прибывает в 8:13 следующего дня. Обратно тот же состав трогается с Белорусского вокзала вечером в 22:13 и возвращается в Минск в 7:26. Мы испытали этот маршрут.
Еще до покупки билетов необходимо было подробно изучить все вопросы, связанные с поездкой в соседнюю страну, ведь из-за коронавируса правительствами (в основном Российской Федерации) были наложены ряд ограничений и введены правила проезда. Главное — это то, что проезд по маршруту Минск — Москва — Минск возможен только для граждан Беларуси и России. Второе, на что обращает внимание перевозчик, Белорусская железная дорога, — это обязательное наличие медицинского документа с отрицательным результатом анализа на COVID-19, выполненного методом ПЦР.
Эти правила были нами соблюдены, хотя обошлось это и недешево. Тест на ковид пришлось делать в частной лаборатории почти за 70(27$) рублей, поскольку в двух государственных учреждениях запись на анализ была заполнена на месяц вперед, а в третьем прием шел по живой очереди. Возможно, там и можно было бы сдать тест, но совершенно неопределенное время ожидания в очереди привело нас к решению, что надежней и быстрее будет пойти к частнику.
Итак, билеты, купленные онлайн с электронной регистрацией, были у нас в телефоне, результат теста на ковид сделан за сутки и распечатан. Мы были готовы к поездке.
За час до отхода поезда возле табло расписания уже толпились пассажиры. Зрелище непривычное: последние месяцы железнодорожный вокзал был почти пуст.
Еще до объявления посадки люди начали занимать очереди перед входом в вагоны, несмотря на -20 на улице. Проводники просили пассажиров предъявить паспорта, билеты (если человек едет без электронной регистрации) и уточняли, есть ли медицинская справка. Но саму справку не проверяли: говорили, что это должна делать российская сторона.
Большинство пассажиров заходили в вагон в медицинских масках, но вскоре их снимали, несмотря на настоятельные рекомендации БЖД по ношению масок и перчаток в поездах.
Провожающих в вагон не пускали (за исключением каких-то особых случаев), так что люди прощались через окна вагона.
Плацкартный вагон, в котором мы ехали, был полностью заполнен: заняты все места, включая боковые. В наших белорусских вагонах как всегда чисто, аккуратно, есть USB-розетки для подзарядки телефонов. До границы с РФ есть возможность пользоваться беспроводным интернетом.
После отправления проводница всем пассажирам измерила температуру бесконтактным термометром. Дело вроде бы и хорошее, но остался вопрос: что делали бы с теми пассажирами, у которых температура оказалась повышенной? В нашем вагоне таковых, видимо, не было, поэтому мы все спокойно укладывались спать.
В 1:45 ночи вдруг включился яркий свет. Оказалось, что мы подъезжаем к Смоленску, где российские пограничники должны проверять документы. Проводница дважды прошлась по вагону, чтобы разбудить всех пассажиров.
Пограничники смотрели только паспорта, результат теста на ковид не спрашивали.
После этой внезапной ночной побудки мы опять заснули в надежде, что до Москвы уже никаких неожиданностей не произойдет.
За исключением этого ночного происшествия было еще одно неудобство, мешающее нормальному отдыху: в вагоне было очень душно и жарко (+27 градусов).
С утра мы выпили чай в традиционных стаканах в подстаканниках — правда стаканы уже не граненые, а гладкие — и ждали конечной остановки. Но вместо привычной станции Москва-Белорусская, нам объявили о прибытии на станцию Москва-Смоленская, что вызвало возмущение у некоторых пассажиров, и у нас в том числе. Станция эта — та же самая, на Белорусском вокзале в Москве, изменено только название.
Напоследок поговорили с нашей проводницей, которая рассказала, что 10 месяцев они сидели почти без работы. Иногда им давали подработку на электричках, но в основном это была мужская работа. И заработок, конечно, был низкий, несравнимый с зарплатой на международных перевозках. Так что белорусские проводники очень рады возобновлению железнодорожного сообщения между Беларусью и Россией, хотя и ограниченного пока только одним поездом.
Москва встретила нас таким же, как в Минске, двадцатиградусным морозом и плохо очищенными от снега перронами. У нас в Минске дворники работают явно лучше своих московских коллег.
Пробыв день в Москве, мы возвращались домой тем же поездом, на котором приехали. Плацкартный вагон опять был полностью занят пассажирами, и все также было жарко и душно.
Зато на этот раз для нас уже не была неожиданностью ночная проверка документов в Смоленске российскими пограничниками.
Результат теста на коронавирус нам так и не понадобился, так что заплаченные за него 70(27$) рублей были ценой спокойствия, что нас не снимут с поезда или не отправят на изоляцию в Москве.
Автор статьи: Надежда Саблина
Автор фото: Надежда Саблина