Второго июля 1944 года революцию в джазовой музыке совершил продюсер Норман Гранц, организовавший первое выступление Jazz At The Philharmonic, сокращенно JATP, фактически all-star группы, включавшей в том числе таких музыкантов, как Лес Пол, Нэт Кинг Коул (в то время прятавшегося под псевдонимом 'Shorty' Nadine) и Иллиной Жаке. Мероприятие потребовало от Нормана трехсот долларов личных вложений - на тот момент продюсер не мог и мечтать о создании самого успешного джазового лейбла (Verve), предлагая сделанные на концертах записи сторонним лейблам.
Свободный формат выступлений предполагал продолжительные соло, нередко перетекавшие в форменную вакханалию, где один инструмент не сдерживаясь перебивал другой. По вполне понятным причинам пробивались сквозь невысокой разборчивости запись звуки тенор-саксофонов - в тот первый вечер исполнителей на этом инструменте было двое, Джек Макви и Иллиной Жаке.
Одним из очевидных элементов подобного джема было желание музыкантов по-возможности перещеголять друг друга - из противостояния вышеупомянутых саксофонистов очевидным победителем, как показало время, вышел последний. Впоследствии соревноваться под вывеской JATP стали еще более именитые музыканты - например легендарный Лестер Янг соперничал с равновеликим Коулменом Хокинсом.
Провести жирную линию между боп и JATP революциями тех дней не получится - тот же Макви играл в секстете одного из пионеров жанра трубача Говарда Макги, в то время как в ряды JATP вступили как двое отцов-основателей бибопа Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер, так и главный белый популяризатор музыкального стиля саксофонист Чарли Вентура. Впрочем, роль ритм-секции JATP нередко сводилась к легко уловимому толпой свингу - очевидно ключевой задачей было не дать публике ни на секунду забыть про ритмические постукивания ногой по полу, пока солисты упражняются в поиске нужных клапанов, струн и клавиш.
Саксофонные дуэли в формате JATP приобрели регулярный характер чуть позже, когда напарником/соперником господина Жаке стал белый саксофонист Флип Филлипс - их противостояние на девятом выпуске JATP изобразил бессменный иллюстратор серии Дэвид Стоун Мартин.
Типы саксофонных битв.
The Chase, The Hunt, The Duel и The Steeplechase
Принципиально иной ситуация была в студии - появлялась возможность услышать какие именно барабаны задевает палочками ударник, и какую гармонию выводит контрабас. Документировать бибоп взялись единицы - одним из них оказался Росс Расселл, основавший в 46-м в Голливуде Dial Records. Сегодня лейбл известен в первую очередь по возможно самым ярким записям Чарли Паркера, однако в историю оказалась навсегда вписана как минимум еще одна пластинка, The Chase Декстера Гордона и Уорделла Грея.
Состоявшаяся в июне 47-го сессия за семь минут шеллачного времени фактически сформулировала правила по которым стоило впредь проводить саксофонные битвы. Внешне соперники были прямо скажем не равны - Уорделла Грея лаконично описывает фраза пианиста Хэмптона Хэйса "ест как лошадь, худой, как шпала", Декстер же был знаменит двухметровым ростом и сотней с лишним килограммов живой массы. Уравнивало их мастерское владение инструментом и четкий регламент - сначала саксофонисты обменивались привычными 32 тактами, потом сокращали соло на половину, постепенно приводя фразы к кратким четырехтактным высказываниям.
Примечательно, что музыканты ритм-секции, которым посчастливилось принять участие в легендарной записи нынче практически неизвестны, за исключением возможно контрабасиста Реда Каллендера, замеченного коллекционерами по своим джазовым экспериментам с тубой.
Успех закрепили спустя год, выпустив декабрьскую запись The Duel с идентичной задумкой - место же Уорделла Грея занял другой яркий тенор-саксофонист с западного побережья США Тедди Эдвардс. Учитывая, что в большинстве случаев материал переиздавался под именем Декстера, то вопрос о победившем дуэлянте можно считать закрытым.
Кроме дуэли случилась еще и запись The Hunt ("Охота"), а также заметный концерт 52-го, во многом напоминавший JATP формат, разве что организатором его выступил другой Норман - Джин. Запись эта примечательна в том числе темой Steeplechase ("Бег с препятствиями") - спустя ровно двадцать лет с таким названием в Дании появится джазовый лейбл, уже с шестого выпуска которого будет звучать саксофон все того же Декстера Гордона.
To be continued?
На стыке сороковых и пятидесятых бибоп стал претерпевать существенные изменения - витиеватые мелодии, устроенные в крайне высоком темпе стали приобретать новые формы. Двумя принципиально отличающимися жанрами, выросшими из бибопа стали кул-джаз, первопроходцами которого следует считать Джерри Маллигана, Ли Конитца и Стэна Гетца, над хард-бопом же работал кажется весь Нью-Йорк, распространяя свои идеи в первую очередь благодаря лейблам Blue Note и Prestige.
Выкристаллизовались и представления о том, как должны выглядеть джазовые комбо - классическим хард-боп коллективом стала группа Арта Блейки и Хораса Сильвера Jazz Messengers, в которой солирующими инструментами были выбраны труба и тенор-саксофон, подобный же состав устраивал и главного джазмена эпохи Майлза Дэвиса, пусть он и ненадолго попробовал расширить его до размеров секстета, добавив альт-саксофон. При этом о заметном уху соперничестве говорить не приходится - солисты пост-боп коллективов преимущественно работали во благо общего звучания коллектива.
Blue Note, впрочем, позволил себе несколько отклонений от формата квинтета - на память приходит пластинка Джонни Гриффина, на которой спрятались сразу два легендарных тенориста Хэнк Мобли и Джон Колтрейн, а также встреча Клиффорда Джордана с Джоном Гилмором с ритм-секцией упомянутых Jazz Messengers. Примечательно, что обе пластинки имеют в названии понятие 'blowin' и уместные упоминания о Чикаго, родном городе Гриффина и Джордана.
Несмотря на то, что идея саксофонного преследования родилась на западном побережье местные музыканты обратили на формат еще меньше внимания - west-coast идеи предполагали крайне высокую сыгранность артистов, внушительные нотные листы, да и в целом мягкая манера исполнения (представьте себе альбом "Cool Battle" с двумя привычными слегка одетыми дамами с саксофонами на обложках) не слишком соответствовала необходимому для подобных битв духу. Альбом же с тремя выдающимися саксофонистами Калифорнии Перкинсом, Пеппером и Камукой и вовсе носит не подразумевающее никаких музыкальных конфликтов название "Just Friends".
Исключения безусловно имели место, однако все равно были устроены с поправкой на место записи - вспоминается блестящий альбом 58-го года с уже более подходящим названием "Blowin' Country", выпущенный на Pacific Jazz, впрочем формально не совсем подходящий под заданный формат - Бад Шенк, несмотря на уверенное владение тенор-саксофоном, известен в первую очередь как альтист.
Не очень тянулся к подобному формату и Riverside (с поправкой на несколько выпусков его подразделения Jazzland, о которых далее) - одной из наиболее ярких пластинок с двумя тенор-саксофонистами стала дуэль музыкантов из Техаса, Джеймса Клея и Дэвида 'Fathead' Ньюмана, известных в первую очередь по работе с Рэем Чарльзом.
Отличился и заметный во второй половине пятидесятых лейбл Bethlehem, успевавший выпускать записи с противоположных побережий США. Продюсеры не только вспомнили в названии случившуюся за десять лет до этого знаменательную запись на Dial Records, но и смогли найти подходящих для проекта саксофонистов. В отличие от многих подобных историй, где с большим трудом (особенно на моно пластинках) получается отличать звук того или иного солиста Чарли Роуз и Поль Кинише представители принципиально разных саксофонных течений.
С давних времен к Кинише прилипло прозвище 'вице-президент', что во многом справедливо описывает его лестерянговские замашки, Роуз же того не зная готовился к работе с Телониусом Монком, где пригодилось его умение выдавать очень насыщенный, низкий, полновесный звук в каждой ноте.
Сам же Декстер, к слову, вспомнил о своей легендарной записи за пару лет до появления лейбла Steeplechase, выпустив на пару с Джином Эммонсом на Prestige концертную пластинку The Chase!.
Кому удалось
Среди наиболее удачных союзов тенор-саксофонистов стоит отметить тандемы Джина Эммонса со Сонни Ститтом, Эла Кона с Зутом Симсом и Джонни Гриффина с Эдди Дэвисом. Примечательно, что все три пары заняли свои ниши - Эммонс со Ститтом исследовали соул-сторону вопроса, Кон с Симсом продолжали усложнять стандарты в чуть более нежной стилистике, чем остальные, Гриффин же с Дэвисом выдавали напористый хард-боп, зачастую вдохновленный темами Телониуса Монка.
Встречи Эммонса со Ститтом регулярно документировались в первую очередь в начале шестидесятых сразу тремя лейблами - Prestige, Argo и Verve. Кроме того коллекцию можно пополнить записями начала пятидесятых, а также встречами, случившимися перед смертью Эммонса в 74-м.
Что касается творческого союза саксофонистов Эла Кона и Зута Симса, то достаточно беглого взгляда на внушительную дискографию первого, чтобы понять, что в записи каждой второй пластинки принимал участие один из знаменитых 'четырех братьев' биг-бенда Вуди Германа.
Занятно, что несмотря на то, что фамилия Симса знакома более широкому кругу адептов джаза Кон на всех совместных альбомах занимал первую позицию - возможно, чтобы обыграть их имена, как сделали на обложке устроенного во второй половине пятидесятых альбома From A To Z.
Критики нередко выделяют их концертное выступление в Half Note, выпущенное в конце пятидесятых на United Artists, во время которого на пару номеров к ним присоединяется другой белый маэстро альт-версии инструмента Фил Вудз. Обратить внимание стоит и на наименее известную, выпущенную частным образом Either Way. На ней предлагается 'найти десять отличий' между саксофонистами - на одной стороне обложки изображен Зут Симс (с надутыми щеками), на другой, примерно с того же ракурса запечатлен Эл Кон (в очках).
Самым ураганным из всех квинтетов с двумя тенор-саксофонистами с легкостью можно назвать ярко выступивший на Jazzland и Prestige в начале шестидесятых тандем Эдди Дэвиса и Джонни Гриффина. Prestige по большей части запечатлел концертные выступления успешного коллектива, прежде всего в заведении Minton's, на Jazzland же выходили сильнейшие студийные работы, в том числе альбом Lookin' At Monk, целиком посвященный интерпретациям шедевров Телониуса. Любая пластинка того периода достойна места на вашей полке, однако именно эти записи принято считать устоявшейся джазовой классикой.
Случались и воссоединения - лейбл MPS, к примеру, завернул их встречу в Германии в 70-м в крайне забавную обложку, совместное выступление в 84-м издавали на CD, из старого же материала неоднократно устраивали крепкие сборники о двух пластинках.
Где был Prestige?
Неудивительно, что наибольшее количество пластинок с выясняющими отношения саксофонистами вышло на лейбле Prestige, специализацией которого как раз и были подобные 'blowin' sessions', устроенные без особой подготовки, но зато с особой эмоциональностью и спонтанностью.
Не помешало и то, что в пятидесятых на лейбле записывались, не побоюсь этого слова, ВСЕ значимые саксофонисты восточного побережья. Могло оказаться так, что на одной, заглавной теме альбома Роллинза внезапно появлялся Джон Колтрейн, глубиной звука мерялись Арнетт Кобб и Эдди Дэвис, 'душевные битвы' устраивали мастера этого дела Оливер Нельсон, Кинг Кертис и Джимми Форрест.
Украшенные рисунком Дона Мартина собирались тут и четверо братьев Стэна Гетца, а свою АЛЬТернативную тусовку устраивали Джеки Маклин с Джоном Дженкисом, по стопам старших записывая Alto Madness, и конечно Phil & Quill, очевидно пытавшиеся за счет рифмующихся имен-фамилий повторить успех упомянутых выше Кона-Симса.
Были и чуть более регулярные встречи - Трейн, к примеру, неоднократно наведывался на пластинки к Хэнку Мобли и Полю Кинише, но уже к середине шестидесятых стало ясно, что интерес к подобному формату себя исчерпал.
Изредка
Редкие исключения, основанные в первую очередь на знаковости имен в шестидесятых все же имели место - Сонни Ститт встретился с Полом Гонсалвесом на Impulse!, саммит четырех альтистов устроили на MPS, Принц Лаша и Сонни Симмонс придумали проект Firebirds, позже их идею поддержали братья первой жены Колтрейна Наимы, создавшие группу Visitors, однако в этих случаях два схожих инструмента играли другую роль, всячески дополняя звучание друг друга.
Самой противоречивой оказалась без сомнения пластинка представителей двух поколений тенор-саксофона Коулмена Хокинса и Сонни Роллинза, выпущенная на RCA Victor в незабываемом оформлении. Одни считают, что Сонни будто бы нервничает перед одним из своих кумиров и от того звучит почти вычурно, другие чувствуют очевидное превосходство Роллинза, ощущая полную неспособность Хокинса играть более современный и свободный джаз. Правы-неправы все, как обычно - пластинка попросту бесподобна.
Чем ответил Норман Гранц?
Продюсер Норман Гранц, с которого во многом началась эта история на своем Verve реагировал слабо - в его распоряжении все также были лучшие, однако постепенно стареющие и выходящие из моды саксофонисты, и он, понимая ли это, изредка устраивал им встречи.
Нельзя не упомянуть о проекте Джерри Маллигана, растянувшегося на четыре пластинки, где он по очереди пытался пообщаться с гигантами саксофонного дела от Стэна Гетца и Пола Дезмонда до Бена Вебстера и Джонни Ходжеса. Безусловно, это во многом иная история, поскольку ни один из его партнеров как кажется не исполнял на его инструменте, баритон-саксофоне; впрочем, при их встрече Гетц предложил обменяться инструментами на одну из сторон пластинки - угадать на какой из сторон это произошло не так-то просто. Среди четырех записей принято выделять встречу Маллигана с Вебстером, переиздававшуюся возможно более остальных, тем не менее все четыре вне всяких сомнений требуют места на полке, желательно в своем первоначальном исполнении.
Битвы, которых не было
В завершении упомяну о пластинках, оформленных таким образом, что предполагают напористые саксофонные дуэли - на деле же являются просто сборниками с записями тех или иных инструменталистов. Справедливости ради за подобными обманчивыми названиями и обложками скрываются музыкальные шедевры - придираться не стоит.
Наверняка мне удалось упустить десяток-другой саксофонных дуэлей, напоминания о которых с радостью поприветствую.
#джаз #саксофон #джаз на виниле #джазовые пластинки #пластинки #винил #музыка