Про Ивана Сусанина, который водил поляков по лесам, знают все. А вот про помора Ивана Рябова слышали почему-то немногие, хотя подвиг его не менее значим для страны.
1701 год, в стране идет Северная война. Торговля сухопутными путями парализована из-за военных действий. Единственным морским портом в стране остается Архангельск, через который идет торговля с половиной Европы.
На экспорт идет зерно и пушнина, а за вырученные деньги покупаются ткани, оружие и боеприпасы – вещи необходимые в военное время. Шведы решают перекрыть кислород русской торговле и посылают эскадру из семи кораблей, чтобы та вошла в Архангельск и сравняла город с землей.
В прибрежных водах Белого моря уже почти в устье Северной Двины шведы берут в плен двух поморов, промышлявших рыбу – Рябова и Попова. Они-то и должны стать проводниками шведов по многочисленным рукавам Северной Двины, потому что лоций у шведов нет, а иначе легко сесть на мель.
С приставленной к горлу саблей Рябов и Попов соглашаются помочь шведам и провести их корабли по руслу реки. Даже свои посчитали этих поморов предателями, когда на горизонте у недостроенной Новодвинской крепости появился передовой отряд из трех шведских кораблей...
Все фотографии-иллюстрации к статье я сделал в Новодвинской крепости в начале февраля этого года. Несмотря на довольно печальное состояние бастионов, крепость даже в 2021 году держится еще вполне неплохо.
Только вот в 1701 году, когда шведские корабли показались на горизонте, крепости как таковой еще не было. Первый камень был заложен 23 июня, а шведы пришли уже 6 июля. Учитывая, что всю крепость целиком построили за 13 лет, то нетрудно догадаться, в каком состоянии были укрепления после двух недель строительства.
Но Рябов с Поповым оказались не предателями, а настоящими патриотами своей Родины. Они направили шведские корабли на мель прямо на расстоянии пушечного выстрела из крепости.
В недостроенной Новодвинке на тот момент была всего лишь одна батарея из десяти пушек, так что защитникам пришлось нелегко. Однако крепко сидящие на мели корабли все же стали намного более удобной целью, чем маневрирующие на водной глади.
В итоге два корабля так и остались сидеть на мели, а оставшиеся в живых члены команды на лодках перебрались на третий корабль, на котором шведам удалось уйти восвояси.
Рябова и Попова шведы за такую подлянку по голове не погладили, поморов расстреляли прямо на палубе корабля. Попову не суждено было вернуться к русским, а Рябов оказался более живучим. Он притворился мертвым, а потом нырнул в воду и вплавь добрался до берега.
Поначалу раненого Рябова схватили как предателя, но потом разобрались во всем и помору даже пришла грамота от Петра I, в которой царь приглашал героя в Москву. Что с ним стало дальше неизвестно, не велись в те времена жизнеописания простых людей.
Вот так "беспахотный бобылек", то есть безземельный холостяк, если говорить по-современному, спас всю Россию. Ведь если бы не Рябов с Поповым, то шансы выиграть бой у Новодвинской крепости резко падали. А без Архангельска России в той войне уж больно тяжело бы пришлось...
Кстати, про историю самой Новодвинской крепости я написал здесь. Оказывается, в советское время в ней устроили колонию для малолетних.