Привет, друзья!
Тезисно расскажу с какой стороны подступаться к свету в фотографии.
Качество света всегда решает каким будет итог фотосъемки.
В фудфото (как и в предметной фотографии) можно использовать либо естественный свет (свет из окна) или искусственный свет (он может быть импульсным - вспышка освещает съемку и за мгновение формируется кадр или постоянным - его используют редко). Крайне редко используют смешанный свет: искусственный + естественный, но управлять им очень сложно.
Искусственный свет дает отличное качество снимков. мы не задираем ИСО и можем снимать на закрытой диафрагме - с большой зоной резкости. Если вы будете снимать для сайтов, кафе, соц. сетей, стоков и рекламы - вы будете снимать с искусственным светом.
При выборе ИО (искусственного света) оптимально сразу выбирать комплекты из нескольких (обычно двух) источников с мощностью от 150 ДЖ на один источник (для фудфото не нужны мощные вспышки, как, например, для съемки людей в студии, т.к. съёмочная сцена которую должна осветить вспышка будет совсем небольшой). На источник (вспышку) надевается софтбокс, обычно он прямоугольной формы, для фудфото оптимальный размер 60*90 см.
Важный момент что форма софтбокса будет влиять на форму бликов на отражающих поверхностях - на бутылках или стаканах поэтому напитки обычно снимают с узкими софт боксами- их называю стрип-боксы. Либо можно просто закрыть часть своего софт боска непрозрачным материалом и бесплатно превратить софтбоуск в стрип-бокс.
Помимо вспышки (или вспышек) для работы с ИО понадобится радиосинхронизатор - устройство состоящее из 2 частей, одна вставляется во вспышку, вторая надевается на камеру. Это устройство позволяет синхронизировать момент срабатывания вспышки и формирования кадра в камере, и по итогу получить освещенный кадр.
Важный момент! Для бюджетного света (бюджетный это цена несколько десятков тысяч рублей (свет на снимках выше - около 30 тыс руб), профессиональный - несколько сотен тысяч рублей) мы можем работать в небольшом диапазоне значений выдержки, обычно это будет значение 1/125, если мы захотим сделать выдержку короче то получим черную полосу внизу снимка.
Моя статья про ручные настройки камеры (там про выдержку, ИСО и диафрагму) - Ручные настройки фотоаппарата. Простым и понятным языком.
Поэтому с ИО во время съемки мы по факту будем управлять только двумя параметрами - это мощность самой вспышки + ее расстояние от нашего места съемки и еще мы можем регулировать размер диафрагмы. ИСО будет на минимуме, а выдержка на одном и том же значении.
Помним, что заморозить движение мы можем на коротких выдержках, поэтому с комплектом бюджетного ИО сделать это не получится. Но для съемки не движущихся объектов ИО очень хорош.
Если говорить о типах света у нас будет основной источник - это рисующий свет (главный). Взглянув на фото мы точно сможем сказать с какой стороны находится источник света - какая часть кадра освещена сильнее всего. Второй тип света - заполняющий - его главная задача смягчить тени.
Иногда добавляют еще контровой свет для подсвечивания контуров объекта (с контровым светом обычно снимаю полупрозрачные объекты чтобы сконцентрировать внимание зрителя на них - напитки, в съемке людей фотографы используют специальные фонари чтобы подсветить волосы модели).
Еще свет бывает жестким и мягким. Жесткий дает грубые тени с четким контуром, мягкий дает едва уловимые тени.
Чтобы получить мягкие тени использую либо второй источник с заполняющим светом, его мощность будет меньше чем у основного источника, либо использую отражатели - белый или серебристый (это могут быть отражатели из магазина техники или кусок белого картона или фольги. Важный момент - это угол наклона отражателя - контролируя угол наклона мы увидим как изменится размер тени и ее освещенность.
Основные схемы света при работе с ИО аналогичны тем которые используем с естественным светом (ЕО)
1. Боковой свет - источник ИО расположен сбоку от объекта (это универсальная и наиболее часто используемая фотографами схема).
Виден и понятен объём на картинке, объект хорошо освещен, тень находится в логичном для нее месте. Размером тени, чёткостью контуров и ее освещённостью мы можем управлять за счет второго источника заполняющего света с противоположной стоны или отражателя.
2. Заднебоковой свет. Он актуален для напитков, отлично подсвечивает содержимое стаканов, появляется своего рода свечение. Но работа с ним важно грамотно проработать тени отражателям, т.к. глубокие тени будут перед объектом съемки
Фронтальный (передний или переднебоковой свет) - с ним снимают очень редко. Источник находится за фотографом и светит прямо на объект съёмки. Такая схема лишает объекты объёма и делает полученную картинку плоской
Пример из жизни не смогла найти. Никогда с такой невыигрышной схемой не снимала.