Найти тему
Фотография и еда

Виды и схемы света в фудфотографии. Часть 1. Основы. Искусственный свет.

Привет, друзья!

Тезисно расскажу с какой стороны подступаться к свету в фотографии.

Боковой свет слева, отражатель справа.
Боковой свет слева, отражатель справа.

Качество света всегда решает каким будет итог фотосъемки.

В фудфото (как и в предметной фотографии) можно использовать либо естественный свет (свет из окна) или искусственный свет (он может быть импульсным - вспышка освещает съемку и за мгновение формируется кадр или постоянным - его используют редко). Крайне редко используют смешанный свет: искусственный + естественный, но управлять им очень сложно.

Искусственный свет дает отличное качество снимков. мы не задираем ИСО и можем снимать на закрытой диафрагме - с большой зоной резкости. Если вы будете снимать для сайтов, кафе, соц. сетей, стоков и рекламы - вы будете снимать с искусственным светом.

При выборе ИО (искусственного света) оптимально сразу выбирать комплекты из нескольких (обычно двух) источников с мощностью от 150 ДЖ на один источник (для фудфото не нужны мощные вспышки, как, например, для съемки людей в студии, т.к. съёмочная сцена которую должна осветить вспышка будет совсем небольшой). На источник (вспышку) надевается софтбокс, обычно он прямоугольной формы, для фудфото оптимальный размер 60*90 см.

Вот так выглядит комплект ИО с двумя источниками. 2 раздвижные стойки, 2 вспышки, 2 софтбокса 60*90 см, сумка для транспортировки (очень актуально для выездных съемок). Источник фото: сайт https://falcon-eyes.ru/
Вот так выглядит комплект ИО с двумя источниками. 2 раздвижные стойки, 2 вспышки, 2 софтбокса 60*90 см, сумка для транспортировки (очень актуально для выездных съемок). Источник фото: сайт https://falcon-eyes.ru/
И точно такой же комплект в разобранном виде. Основной недостаток у этого комплекта особенность сборки софтбоксов - там набор спиц, собирать надо как палатку - т.е. собираем один раз и больше не разбираем (долго и неудобно), существуют фостбоксы которые просто можно сложить и они не будут занимать много места. А вот эти из комплекта надо хранить дома в собранном виде и возить на съемки в собранном виде тоже. Источник фото: сайт https://falcon-eyes.ru/
И точно такой же комплект в разобранном виде. Основной недостаток у этого комплекта особенность сборки софтбоксов - там набор спиц, собирать надо как палатку - т.е. собираем один раз и больше не разбираем (долго и неудобно), существуют фостбоксы которые просто можно сложить и они не будут занимать много места. А вот эти из комплекта надо хранить дома в собранном виде и возить на съемки в собранном виде тоже. Источник фото: сайт https://falcon-eyes.ru/

Важный момент что форма софтбокса будет влиять на форму бликов на отражающих поверхностях - на бутылках или стаканах поэтому напитки обычно снимают с узкими софт боксами- их называю стрип-боксы. Либо можно просто закрыть часть своего софт боска непрозрачным материалом и бесплатно превратить софтбоуск в стрип-бокс.

Вот такой блик на бокале выглядит нормально. Съемка для сети кофеен Food market
Вот такой блик на бокале выглядит нормально. Съемка для сети кофеен Food market
А вот этот "выбитый" квадратный блик уже не оч. Съемка для сети кофеен Food market
А вот этот "выбитый" квадратный блик уже не оч. Съемка для сети кофеен Food market

Помимо вспышки (или вспышек) для работы с ИО понадобится радиосинхронизатор - устройство состоящее из 2 частей, одна вставляется во вспышку, вторая надевается на камеру. Это устройство позволяет синхронизировать момент срабатывания вспышки и формирования кадра в камере, и по итогу получить освещенный кадр.

Простейшая модель радиосинхронизатора. Левая часть одевается на моноблок вспышки, правая - на камеру. Источник фото: сайт https://falcon-eyes.ru/
Простейшая модель радиосинхронизатора. Левая часть одевается на моноблок вспышки, правая - на камеру. Источник фото: сайт https://falcon-eyes.ru/

Важный момент! Для бюджетного света (бюджетный это цена несколько десятков тысяч рублей (свет на снимках выше - около 30 тыс руб), профессиональный - несколько сотен тысяч рублей) мы можем работать в небольшом диапазоне значений выдержки, обычно это будет значение 1/125, если мы захотим сделать выдержку короче то получим черную полосу внизу снимка.

Моя статья про ручные настройки камеры (там про выдержку, ИСО и диафрагму) - Ручные настройки фотоаппарата. Простым и понятным языком.

Поэтому с ИО во время съемки мы по факту будем управлять только двумя параметрами - это мощность самой вспышки + ее расстояние от нашего места съемки и еще мы можем регулировать размер диафрагмы. ИСО будет на минимуме, а выдержка на одном и том же значении.

Помним, что заморозить движение мы можем на коротких выдержках, поэтому с комплектом бюджетного ИО сделать это не получится. Но для съемки не движущихся объектов ИО очень хорош.

Если говорить о типах света у нас будет основной источник - это рисующий свет (главный). Взглянув на фото мы точно сможем сказать с какой стороны находится источник света - какая часть кадра освещена сильнее всего. Второй тип света - заполняющий - его главная задача смягчить тени.

-7

Иногда добавляют еще контровой свет для подсвечивания контуров объекта (с контровым светом обычно снимаю полупрозрачные объекты чтобы сконцентрировать внимание зрителя на них - напитки, в съемке людей фотографы используют специальные фонари чтобы подсветить волосы модели).

Пример использования контрового света (сзади) при съемке напитков
Пример использования контрового света (сзади) при съемке напитков

Еще свет бывает жестким и мягким. Жесткий дает грубые тени с четким контуром, мягкий дает едва уловимые тени.

Пример мягкого света (источник слева, отражатель справа)
Пример мягкого света (источник слева, отражатель справа)
А здесь источник света справа, а жёсткая тень (без использования отражателя) слева.
А здесь источник света справа, а жёсткая тень (без использования отражателя) слева.

Чтобы получить мягкие тени использую либо второй источник с заполняющим светом, его мощность будет меньше чем у основного источника, либо использую отражатели - белый или серебристый (это могут быть отражатели из магазина техники или кусок белого картона или фольги. Важный момент - это угол наклона отражателя - контролируя угол наклона мы увидим как изменится размер тени и ее освещенность.

Например такая схема. 1 - источник ИО (главный рисующий свет), 2 - либо второй источник ИО, но на нем будет меньше мощность - свет будет заполняющим, будет убирать жёсткие темные тени, либо можно заменить второй источник отражателем - белым или серебристым.
Например такая схема. 1 - источник ИО (главный рисующий свет), 2 - либо второй источник ИО, но на нем будет меньше мощность - свет будет заполняющим, будет убирать жёсткие темные тени, либо можно заменить второй источник отражателем - белым или серебристым.

Основные схемы света при работе с ИО аналогичны тем которые используем с естественным светом (ЕО)

1. Боковой свет - источник ИО расположен сбоку от объекта (это универсальная и наиболее часто используемая фотографами схема).

Виден и понятен объём на картинке, объект хорошо освещен, тень находится в логичном для нее месте. Размером тени, чёткостью контуров и ее освещённостью мы можем управлять за счет второго источника заполняющего света с противоположной стоны или отражателя.

Схема бокового света
Схема бокового света

Пример фото с боковой схемой света
Пример фото с боковой схемой света

2. Заднебоковой свет. Он актуален для напитков, отлично подсвечивает содержимое стаканов, появляется своего рода свечение. Но работа с ним важно грамотно проработать тени отражателям, т.к. глубокие тени будут перед объектом съемки

Схема контрового света
Схема контрового света

Пример контрового света. Тень под тарелкой подсвечена отражателем и не бросается в глаза.
Пример контрового света. Тень под тарелкой подсвечена отражателем и не бросается в глаза.
Не самый лучший, но какой есть, пример контрового света на живой модели. Видим как подсвечены волосы, а лицо в тени, но эту тень я  вытянула в фоторедакторе.
Не самый лучший, но какой есть, пример контрового света на живой модели. Видим как подсвечены волосы, а лицо в тени, но эту тень я вытянула в фоторедакторе.

Фронтальный (передний или переднебоковой свет) - с ним снимают очень редко. Источник находится за фотографом и светит прямо на объект съёмки. Такая схема лишает объекты объёма и делает полученную картинку плоской

-17

Пример из жизни не смогла найти. Никогда с такой невыигрышной схемой не снимала.