Найти тему
Паруса курить

Проверенный лайфхак: как путешествовать по Европе без виз

Оглавление
Об авторе Новый канал о доступном яхтинге и морских путешествиях. Мне 31 год, и я занимаюсь яхтингом последние пять лет. До этого не знал о парусах и море ничего. Живу в Сибири, здесь водохранилище (“Обское море”) длиной 100 км. Есть яхт-клубы. Вписался я в один экипаж, которые чинили старенькую яхту, чтобы участвовать на ней в местных парусных гонках. Отходил матросом два года, потом выучился на права, съездил на практику на Средиземное море, купил маленькую парусную яхту: стал тренироваться самостоятельно и подтягивать в парусное дело знакомых.
Об авторе Новый канал о доступном яхтинге и морских путешествиях. Мне 31 год, и я занимаюсь яхтингом последние пять лет. До этого не знал о парусах и море ничего. Живу в Сибири, здесь водохранилище (“Обское море”) длиной 100 км. Есть яхт-клубы. Вписался я в один экипаж, которые чинили старенькую яхту, чтобы участвовать на ней в местных парусных гонках. Отходил матросом два года, потом выучился на права, съездил на практику на Средиземное море, купил маленькую парусную яхту: стал тренироваться самостоятельно и подтягивать в парусное дело знакомых.

Путешествовать по Европе без виз

Путешествовать по Европы можно без единой визы, защищаясь от чиновников Конвенцией ООН по Морскому праву. Путешествие будет ограничено городами, расположенными на побережье, но для фанатов моря это является только плюсом.

Обучаясь в яхтенной школе мы затрагивали нюансы морского права. Существует любопытный термин - “Право мирного прохода”. Это право позволяет идти в территориальных водах любой страны мира транзитом, а также заходить в порты для ремонта или пополнения запасов. Мне, как человеку небогатому, и только с одним российским гражданством, но страстно любящему путешествия, стала очень интересна перспектива путешествовать по Европе без виз.

Речь идет именно о парусных яхтах

Я всегда буду говорить о парусных яхтах. Именно парусная яхта - это надежный, безопасный и дешевый способ путешествовать.

Почему дешевый : именно парусные яхты могут стоить 500 евро. Вряд ли вам удастся найти катер с тем же уровнем комфорта за такие деньги.

Вы экономите уйму денег на топливо. Конечно, у вас должен быть подвесной бензиновый или стационарный дизельный двигатель на случай безветренной погоды. Но, даже если вы специально будете идти в основном под мотором, то парусные лодки спроектированы таким образом, что расход топлива значительно меньше, чем у катеров (скорость, конечно, тоже значительно меньше).

Почему надежный: Новые катера стоят миллионы, поэтому скорее всего вы возьмете б/у. Даже у новых катеров на волне глохнут двигатели (происходит “завоздушивание”, когда на волне всё топливо из бака отхлынет от заборного отверстия), а у старых тем более. Не имея парусов, перспектива остаться без двигателя - совсем печальная.

Почему безопасный: Парусная яхта не переворачивается. Точнее, она спроектирована таким образом, что если её опрокинет ветер или волна, она снова встанет, как неваляшка. Это сделано за счет фальшкиля - чугунного плавника под днищем, вес которого от 600 кг и выше (в зависимости от размера яхты). Катера же лишены этого плавника ради большой скорости, но это делает их опасными в морских путешествиях.

Отступление: “Яхта от 500 евро для путешествия по Европе”

Яхты, пригодные для морского путешествия по Европе, можно купить в Швеции буквально за копейки. Б/у лодка (80-ых годов постройки, но с невероятно прочным корпусом, какие строили только в то время) обойдется в сумму от 500 евро. От 500 до 3000 евро - судно без дизеля (с подвесным мотором). За 5000 можно купить судно уже с дизелем. За 7000 - гарантированно с новым дизелем. На таком судне можно комфортом жить семьей с детьми. После окончания путешествия (если вы планируете путешествие вокруг всей Европы, то закончите вы в Средиземном море) яхту можно продать - довольно быстро, если выставите такой же маленький ценник. Либо поставите яхту на стоянку. Цена стоянки сильно варьируется, но в некоторых странах есть варианты всего за 300 евро в год).

Эта яхта готова к плаванию и стоит всего 2300 евро. Ниже в статье я показываю яхту за 500 евро.
Эта яхта готова к плаванию и стоит всего 2300 евро. Ниже в статье я показываю яхту за 500 евро.
Вариант маршрута: Швеция-Тунис: заход в Средиземное море через Гибралтарский пролив. Если на момент прихода во Францию у вас ещё действует Шенгенская виза, то вы можете пройти Францию насквозь по каналам.
Вариант маршрута: Швеция-Тунис: заход в Средиземное море через Гибралтарский пролив. Если на момент прихода во Францию у вас ещё действует Шенгенская виза, то вы можете пройти Францию насквозь по каналам.

Стоимость яхты весьма маленькая, учитывая, что на яхте вы будете жить (на яхте есть туалет, кухня) все месяцы путешествия. Плата за стоянки в маринах (“марина” - оборудованный порт для яхт: пристань, возможность подключить лодку к электричеству и заполнить баки водой, обычно есть Wi-Fi) колеблются от 3 до 30 евро в сутки. Но есть и дикие бесплатные стоянки в бухтах (обычно яхтсмены чередуют платные стоянки в маринах с дикими бухтами).

Интерьер яхты за 2300 евро. Ниже в статье я показываю яхту за 500 евро.
Интерьер яхты за 2300 евро. Ниже в статье я показываю яхту за 500 евро.
Кухня (камбуз) на яхте за 2300 евро. Ниже в статье я показываю яхту за 500 евро
Кухня (камбуз) на яхте за 2300 евро. Ниже в статье я показываю яхту за 500 евро

Для кого подходит путешествие на яхте без виз

Путешествие без виз - это приключение. Настоящее приключение, о котором вы сможете написать книгу (и много статей на Яндекс Дзен). И вместе с тем - вполне безопасное (в Европе столько городов вдоль берега и проходящих мимо судов, что в беде вас не бросят, а от шторма всегда есть где укрыться). Вполне ожидаемо, что вас попытаются выгнать из какой-либо страны, если у вас закончился срок Шенгенской визы, - не всегда и не из всех стран, но такая возможность весьма вероятна.

Морское право, конечно, гарантирует вам возможность нахождения в Европе без визы, но вам придется объяснять, что ваш заход в порт - явление необходимое для обеспечения вашей безопасности: у вас кончились запасы воды, или сломался двигатель.

Полицейские в Европе примерно настолько же грамотны, как и российские полицейские - они знают только ту практику, с которой сталкиваются ежедневно. Маленькая яхте с экипажем без виз - не частый инцидент. В Европе существует термин “Миграционная опасность”, и вы на своей яхте без визы, конечно, будете отнесены к этой опасности.

Подробно о своих приключениях без виз рассказали ребята из “Dolce Far Niente” - как они себя называют (https://silavetra.com/magazine/dolce-far-niente). Они начали путешествие с покупки яхты в 2011 году в Швеции. Через месяц закончилась Шенгенская виза. Отношение к ним в странах Европы было разным. Самые большие проблемы встретили в Голландии, где были вынуждены остановиться из-за поломки яхты. Голландские полицейские настаивали на том, чтобы ребята покинули страну. Полицейские дежурили 10 дней на причале, не давая выйти на берег. Такое поведение полиции является нарушением Морского права. История закончилась весьма забавно - знакомый посоветовал обратиться к голландскому адвокату. В Голландии найм адвоката (если нанимает иностранец) оплачивает голландская корона. После обращения к адвокату от ребят отстали. Полицейские появлялись изредка, интересуясь, не замерзли ли путешественники, и всё ли у них есть. Так ребята прожили в Голландии 6 месяцев.

Какие документы всё же нужны

В Скандинавии к яхтам относятся примерно так же, как к велосипеду - не требуется ни регистрация, ни права. В Средиземном море наличие прав и регистрации на иностранной яхте не закреплено каким-то законодательством, но является общепринятой практикой. Без прав и регистрации у полиции будет возможность мотивировать позицию отказа в предоставлении стоянки тем, что вы представляете опасность, не имея подтвержденной квалификации в управлении судном.

С регистрацией вопрос решается просто. Есть много вариантов (онлайн-регистрация под флагом США за 200 долларов на 3 года, под флагом Бельгии за 300 долларов на 5 лет и другие), на форумах советуют самый дешевый вариант: онлайн регистрация в Федерации Парусного Спорта России (делают онлайн за один день, стоит 1000 рублей).

Полный список документов, которые должны быть на борту:

  • договор купли-продажи лодки,
  • Crew List: это список всех членов на борту и их роль - Капитан, Матрос,
  • желательно, чтобы у капитана были какие-то права, подтверждающие квалификацию. На самом деле ни один закон в Европе не обязывает вас иметь права для путешествия на своей яхте. Но отсутствие прав в Средиземном море может поставить под сомнение ваше умение управляться с судном. А это значит, что появится обоснованная причина не пускать вас в порт.

Где взять права

Вариант 1. Права можно получить самостоятельно. Набираете в Google “IYT bareboat skipper” - это права на управление парусным судном, а также сертификат радиооператора, права обойдутся в 80-100 тысяч рублей. Признаются всеми странами (кроме России - забавно). С правами шкипера вы также сможете арендовать яхты в чартерных компаниях (стоимость арендных яхт от 1000 евро в неделю - это шикарные яхты, от 14 метров в длину, с двумя душами, четырьмя каюта, кухней и холодильником).

Лицензии “IYT” - на управление парусным судном, и  на радиопереговоры
Лицензии “IYT” - на управление парусным судном, и на радиопереговоры
Интерьер яхты Бавария 45 футов (13,7 метров). На подобных яхтах проходит практика на сдачу экзамена “IYT bareboat skipper”.
Интерьер яхты Бавария 45 футов (13,7 метров). На подобных яхтах проходит практика на сдачу экзамена “IYT bareboat skipper”.

Вариант 2. В мире, и в частности в России, очень много людей с правами “IYT bareboat skipper”. Такие права есть и у меня. Все эти люди любят ходить в море, но у большинства нет достаточных средств для того, чтобы постоянно кататься за свой счет. Найти капитана, который бесплатно (за еду) согласится управлять вашей яхтой (и, заодно, делиться своим опытом) - не очень сложно. На такое согласился бы и я (ruslan.dostovalov@gmail.com).

Чего ждать от управления яхтой - насколько это сложно

Давайте исходить из того, что вы купили яхту с “живым” дизельным двигателем, или хотя бы подвесным бензиновым. В таком случае управление элементарное - одна рукоятка - вперед, назад, и штурвал (или румпель - это просто палка, которая идет прямиком на перо руля). Управление парусами - требует практики, но небольшой.

Набросок плана по путешествию по Европе

Этап 1. На сайте б/у Шведских яхт ( https://www.blocket.se - то же самое, что “Drom” для автомобилей) мониторите предложения по яхтам. Например, вот это - вполне пригодная лодка всего за 500 Евро! (да да, именно 500 евро - осенняя цена, с подвесным мотором):

Яхта в Швеции, готовая к плаванию вокруг Европы. Стоимость - 500 евро (https://www.blocket.se/stockholm/Jasmine_25_87366259.htm?ca=11&w=3)
Яхта в Швеции, готовая к плаванию вокруг Европы. Стоимость - 500 евро (https://www.blocket.se/stockholm/Jasmine_25_87366259.htm?ca=11&w=3)
Интерьер яхты в Швеции, готовой к плаванию вокруг Европы. Стоимость - 500 евро (https://www.blocket.se/stockholm/Jasmine_25_87366259.htm?ca=11&w=3)
Интерьер яхты в Швеции, готовой к плаванию вокруг Европы. Стоимость - 500 евро (https://www.blocket.se/stockholm/Jasmine_25_87366259.htm?ca=11&w=3)

Этап 2. Если у вас нет яхтенных прав и небольшого опыта, то ищите какого-нибудь молодого капитана с правами IYT из России, который за бесплатно (или за символическую плату) согласится поучаствовать в вашем путешествии: помочь с выбором яхты, научить вас ходить под парусом (объявление можно давать на любых форумах, посвященных парусным путешествиям; также рекомендую обратиться ко мне - ruslan.dostovalov@gmail.com - могу поучаствовать сам, или порекомендовать знакомых из Сибири или Санкт-Петербурга.)

Этап 3. Делаете Шенген в Швецию. Едете в Швецию на пароме из Санкт-Петербурга (цены от 50 евро). Осматриваете понравившиеся яхты - проверяете, не течет ли, просите владельца устроить тест-драйв. Во время выхода в море с владельцем будет понятно, можно ли покупать яхту: если яхта остается сухой внутри, то можно брать (на яхте не должно быть пробоин, мачта должна стоять, мотор стабильно работать).

Этап 4. Покупаете регистрацию яхты в Федерации Парусного спорта за 1000 рублей.

Этап 5. Как правило, стоянка в Швеции не входит в стоимость яхты. Так что планировать путешествие необходимо так, чтобы через несколько дней после покупки отправиться в путешествие. На любом этапе путешествие можно прервать, оставив, или продав яхту в стране текущего нахождения; продажей лодки может также заняться приглашенный капитан). На каком-то этапе может закончится ваша Шенген-виза - продолжаете путешествие, руководствуясь правом мирного прохода - Морским правом. Желательно, чтобы финишной страной вылета была безвизовая страна, например Тунис: во первых при вылете вас не внесут в черный список Шенгенской зоны, во вторых - оставить лодку в Тунисе стоит всего 300 евро в год.