Найти в Дзене
Так делал Сталин

Два фильма "Зоя" (1944 и 2020)

Скриншот кадра из фильма «Зоя», киностудия «Союздетфильм», 1944 г.
Скриншот кадра из фильма «Зоя», киностудия «Союздетфильм», 1944 г.

Вот уже несколько месяцев не утихают споры вокруг фильма «Зоя», посвященного подвигу Зои Космодемьянской. По моему мнению, уже сам факт такого бурного обсуждения свидетельствует о том, что эту картину стоит посмотреть. Однако немногие голоса в защиту фильма буквально тонут в потоке критики, захлестнувшем эту картину. Причем вместе с фильмом пытаются попутно «отменить» и сам подвиг Космодемьянской, которая, несмотря на жестокие пытки, не изменила Родине и пошла на смерть от рук фашистов. За что, посмертно, стала первой женщиной, которой было присвоено звание героя Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Примечательно, что фильм поливают грязью как «ультралевые» (при Сталине их назвали бы левыми уклонистами или троцкистами), так и «либералы». Так почему же картина о подвиге 18-летней девушки вызывает шквал негатива? Кратко разберем претензии критиков картины. «Ультралевые» заявляют, что фильм плохой, потому что не делает акцент на идейно-комсомольском смысле подвига Зои. Их возмущает, что Космодемьянская умирает не за идею коммунизма, а за «трамвайчик» и за «булочку». Кроме того, «ультралевых» особенно раздражают «библейские отсылки» авторов фильма, а именно, сравнение подвига Космодемьянской с подвигами христианских мучеников, которые шли на смерть за свою веру, подражая Христу.

В ненависти к христианам «либералы» полностью солидарны с «ультралевыми». Но они идут дальше, и заявляют о том, что никакого подвига Зоя вообще не совершала. Она выполняла «преступный приказ» Сталина, поджигала дома, в которых мирно отдыхали штурмующие Москву немцы. Значит она сама преступница и террористка. А фильм нереалистичный, поскольку восхваляет подвиг, которого не было.

Ответу «либералам», утверждающим, что фильм не реалистичен, а подвиг Космодемьянской «преступен», посвящена статья «Сталин и Зоя. Смотреть ли новый фильм о Космодемьянской». А здесь мы рассмотрим более опасную критику со стороны «ультралевых». Ведь они, якобы, пытаются восстановить историческую справедливость. При этом любят ссылаться на авторитет Сталина и утверждают, что знают подлинную историю подвига Зои, которую, исказили авторы фильма и прочие «хрустобулочники» и «православные мракобесы».

На самом деле все это - домыслы. Чтобы опровергнуть их достаточно ознакомится с содержанием сталинского (снятого в 1944 году при Сталине и во время войны) фильма «Зоя», режиссер которого получил Сталинскую премию I степени. Содержание нового фильма и сталинской картины никак не противоречат друг другу.

Скриншот кадра из фильма «Зоя», киностудия «Союздетфильм», 1944 г.
Скриншот кадра из фильма «Зоя», киностудия «Союздетфильм», 1944 г.

По поводу претензий к «булочке» и «трамвайчику» за которые умирает Зоя в современной картине. Тут сразу надо отметить, что «ультралевые» вырывают эти слова из контекста. Эта сцена в новом фильме выглядит так. Зое, которую немцам не удалось сломать жестокими пытками, предъявляют предателя, входившего в состав ее партизанской группы. Прежде чем стать предателем, знакомый парень не выдержал избиения и сломался. Именно он, а не фашисты, и задает Зое вопрос: «ради чего ты здесь?». И она отвечает на вопрос предателя: «Ради брата Шурки …, ради мамы …, ради таких как ты, чтобы не сомневались, ради трамвайчика от Сокольников до Стрешнево, ради булочки ржаной …, ради того, чтобы вернуть все как было». Еще раз подчеркну, что она отвечает на вопрос предателя, который хочет склонить Зою к измене. И все это происходит в присутствии немецкого офицера, пытающегося перевербовать ее на свою сторону.

И что хотят услышать «ультралевые» в этой сцене? Чтобы Зоя воскликнула, что она пойдет на смерть за дело коммунистической партии и коммунизма? Мне кажется, что ни в кино, ни, тем более, в жизни такая бравада от 18-летней девушки, которую пытали и неизвестно сколько еще будут пытать, просто немыслима. Потом, перед казнью Зоя скажет перед народом и палачами свои героические слова: «Товарищи, бейте немцев…» и «Не бойтесь, Сталин придет!». А говорить их перед фашистом и предателем на допросе нет никакого смысла.

Источник изображения: скриншот (с сервиса Яндекс.Картинки) кадра из фильма «Зоя», 2020 г., кинокомпаний: «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького» и «Триикс Медиа». Реж. Леонид Пляскин и Максим Бриус
Источник изображения: скриншот (с сервиса Яндекс.Картинки) кадра из фильма «Зоя», 2020 г., кинокомпаний: «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького» и «Триикс Медиа». Реж. Леонид Пляскин и Максим Бриус

В сталинском фильме подробно разбирается вся короткая жизнь Космодемьянской, которая стала прологом к ее подвигу. Фильм как раз и посвящен целиком тому, за что Зоя идет воевать в партизанско-диверсионный отряд, обрекая себя на смерть. Что же сформировало Зою как личность? Девочка воспитывается на русских сказках. Поэтому в школе ее особенно поражает рассказ библиотекаря о том, что фашисты сжигают книги Толстого и Достоевского. Она много размышляет над тем, что такое счастье. В одной из важных сцен фильма мама объясняет юной Зое кто такой герой. Это тот, кто «не боится умереть, чтобы сделать других людей счастливыми». Когда Зоя вступает в комсомол, она слышит слова, что комсомолец обязан отдать все свои силы за Родину, а, если надо, и жизнь. А что такое Родина с точки зрения советского человека? Думаю в ответ можно процитировать песню «С чего начинается Родина», написанную в 1968 году для культового советского фильма «Щит и меч». Там есть слова про: «картинку в твоем букваре», «березку в поле» и даже «стук вагонных колес». Получается, за «березку в поле» и «стук вагонных колес» можно умирать, а за «булочку» и «трамвайчик» - нельзя? Как вам такое, «ультралевые» господа-товарищи?

Теперь по поводу «христианских отсылок» нового фильма, за которые его особенно поливают грязью. Сталинский фильм начинается с песни, объясняющей его суть:

Про Зою, про девушку,

Ставшую сказкой,

Умершую, и для бессмертия рожденную.

Кто не увидит в эти словах ассоциаций с христианским «смертию смерть поправ», пусть первым бросит в меня камень.

А есть ли в сталинском фильме «булочка» и «трамвайчик» спросят в ответ «ультралевые». Конечно, есть. В нем в роли «булочки» и «трамвайчика» выступают другие простые и понятные вещи: русские сказки, книги, сама жизнь. В сталинском фильме Зоя дружит с одноклассником, который называет ее «зайкой», они вместе едят пирожные и радуются простой счастливой жизни. И в этой жизни есть место не только подвигу, но и булочке и трамвайчику.

Если понравилась статья, предлагаю ознакомиться с публикациями моего канала схожей тематики:

Сталин и Зоя Ссылка:

https://zen.yandex.ru/media/stalin_tt/stalin-i-zoia-60215421390eb32b9baee171

Лучший сериал о Сталине Ссылка:

https://zen.yandex.ru/media/stalin_tt/luchshii-serial-o-staline-pervaia-seriia-5e774dc9f702ae63facf2ac2

Сталин против дегенератов Ссылка:

https://zen.yandex.ru/media/stalin_tt/stalin-protiv-degeneratov-5f9d44719ac0705ae451529c

Спасибо за прочтение.

Если заинтересовал, ставьте лайки, чтобы статья стала доступна большему числу читателей.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал.

Делайте репосты в социальные сети.

Пишите комментарии. Заранее благодарю. Прошу воздержаться в комментариях от нецензурных выражений.