Максим после смены караула, пришёл в палатку, лёг на свою койку и сразу провалился в сон. И видит он, как идёт по тропинке обнимая за талию девушку, лица её не видит, просто знает что это Славина. Он отворачивается от неё, и в стороне видит, стоит Любаша, распущенные волосы укрывают её спину, она медленно поворачивает к нему своё лицо, а из глаз текут слёзы. Как в тот злосчастный день, когда они пошли со Славиной за малиной в лес. Он пытается вырвать свою руку из рук рядом идущей девушки и закричать Любаше, что бы она простила его, но его накрывает удушье и он не может произнести ни слова. Проснулся Максим от того, что кто-то тряс его за плечи. Лицо было мокрым от слёз, во рту пересохло, так, как будто он пробежал кросс по пересечённой местности с полной выкладкой
- Максим, проснись.
Продолжал трясти друга Иван.
- Что у тебя стряслось, ты стонал и плакал во сне? Что-то дома не ладно?
- Да нет ребята, дома всё в порядке, сон приснился. Любаша во сне плакала. А я пытался попросить у неё прощения, но голоса не было, грудь как будто кто-то сдавил, да так что дышать не чем.
- Расскажи о своей Любаше, может тогда тебе легче станет. Говорят иногда нужно высказаться, что бы отпустить прошлое.
Сказал Сашка Ильгов.
- Может ты и прав Санёк, тяжело мне это всё в себе носить. Поэтому друзья, выслушайте меня. Только не перебивайте вопросами и советами. Потом когда я всё расскажу, будете переспрашивать и советовать.
- Любу, я с детства знал, вернее с её детства. Первый раз увидел её ещё в коляске, у нас с ней разница в возрасте чуть больше трёх лет. Родители наши тогда посмеялись над тем, что я её себе в невесты определил. А она мне правда понравилась. Мы росли, и чувство моё к ней тоже росло. Когда я уже почти оканчивал школу, мы стали с ней встречаться серьёзно. У Любы дом её прабабушки есть, сейчас там ни кто не живёт. А в палисаднике большой куст калины растёт. Вод под ним у нас были свидания. Мы о многом говорили, планы на будущее строили. Конечно целовались, больше я себе ни чего не позволял, берёг её, хотел что бы всё у нас после свадьбы случилось. А тем проклятым летом, когда я школу окончил, появилась у нас в селе девушка, из города в гости к бабке приехала. Красивая, яркая, на наших девчат не похожая. И в голове у меня какое то затмение случилось. Ни кого кроме неё не вижу, только она одна перед глазами стоит. Смотрю она ко мне тоже не ровно дышит. Стали мы с ней встречаться, а она ко всему прочему ещё и доступной оказалась. Да к тому же с большим опытом в интимном плане. После того как мы с ней переспали, я вообще с катушек слетел, естественно с Любой порвал все отношения. А она после того как я сказал ей что полюбил другую, ни стала устраивать разборок, просто сказала что бы я навсегда забыл о ней, повернулась, и ушла домой. ничего я дурак не видел и не понимал в те минуты. Каникулы закончились, Славка уехала, ну и я дурак за ней в Ленинград попёрся. Год ещё она мне мозги пудрила, уверяла что любит. А как служить ушёл, быстро другим обзавелась, а мне письмо, прости-прощай мол, всё было ошибкой. Я после этого на стены лез, жить не хотел. Верите, уже подыскивал место, где можно в себя пулю пустить. Хорошо нас тогда на высоту бросили, а там бои. Помнишь Вань?
- Помню.
Вот тут то у меня в голове всё на место и встало. Понял я, что такие как Славина, не достойны того, что бы из-за них умирать. Таких нужно использовать по назначению, и оставлять, без капли сожаления. Понял, да вот только Любу уже не вернуть. Поздно ко мне моё прозрение пришло. Вот такая у меня история ребята.
- А почему ты решил, что она тебя не простит?
- А разве такое можно простить? Да я сам себя, простить не могу. А она у меня гордая, унижаться не станет. Она тогда мне ясно сказала, навсегда забудь. Поздно, всё ребята, поздно, да у неё уже и парень есть, мне её брат писал. Одноклассник, кажется, Юркой зовут. Вот так и закончилась наша любовь. Прошлого не вернёшь, поэтому дома я жить не останусь, проведаю родных, на Любашу издали посмотрю, и уеду куда подальше. Вот только одно точно знаю, полюбить теперь, ни кого не смогу. Любаша у меня в сердце, одна, как теперь оказалась. Как я раньше понять этого не мог. Не тем местом дурак думал, вот и получил то, что заслужил.
- А у тебя есть фотография Любы?
- Есть, я её дома в альбоме хранил, а мама мне её недавно выслала. Я не просил, она сама догадалась.
- Покажи.
Максим достал небольшую карточку, на которой Любаша стояла у речки на мостках, в белом батистовом сарафанчике, с полу распущенной косой и в венке из ромашек.
- Послушай, Максим, а разве есть ещё красивей. Сашок, ты бы такую, бросил?
Сашка с восхищением рассматривал фотографию.
- Знаешь, друг Максим, ничего я тебе советовать не стану, не чего тут посоветовать. Скажу только одно, такие как Люба, если полюбят, то на всю жизнь. Быть вам вместе, запомни мои слова, быть.