Как писателю стать сценаристом
Многие считают, что профессии писателя и сценариста очень схожи: есть какой-то мир, история с началом, серединой, концовкой и персонаж, который эту историю развивает.
Но по факту это разные профессии. Так же как иллюстратор и графический дизайнер будут по разному рассказывать историю, по-разному это сделают и сценарист с писателем. Рассказываем, как писателю стать сценаристом, освоив новые инструменты.
Главные отличия сценария от литературного произведения
- Киногеничность
Литературная работа - это во многом работа с невидимым, с мыслями и переживаниями героя, тогда как кино - это работа с видимым, наглядным материалом. В кино не слышны мысли, они, как и вся история рассказываются через действия, визуальный ряд, диалоги героев.
И это первое, о чем должен думать писатель, который берется за сценарий. История должна быть киногеничной, то есть наглядной, визуально читаемой.
Именно поэтому легче экранизировать детективы, ведь этот жанр в целом построен на действиях и поступках героя. Так что, если вы хотите адаптировать свое произведение, задумайтесь, насколько это возможно, сможете ли вы рассказать историю на экране и нужно ли это?
- Объем
В литературе нет какого-то минимального или максимального объема произведения. Вы можете написать книгу в 800 страниц или сборник рассказов по 2 страницы каждый. В кино же совсем другие правила, тут есть свои стандарты хронометража. И если в полном метре более-менее расплывчатые рамки, то на ТВ жестко придерживаются форматов.
Конечно, в некоммерческом кино проще. Например, коротким метром считается все что угодно - от нескольких секунд до 40 минут, а при желании фильм может идти и 4, и 8 часов. Но мы в первую очередь говорим о кино, которое продается.
Если вы хотите свое произведение перенести на экран, готовьтесь к тому, что будет много сокращений: одна страница сценария - это примерно одна минута фильма. Значит, вам нужно плюс-минус 120 страниц для полного метра, все остальное нужно будет сокращать.
Что учитывать при работе над сценарием
- Запись сценария
Существует два типа записи сценария. Отличие в том, что один из них уже не используется в индустрии и все сразу поймут, что вы не сценарист :)
Изначально русская запись сценария велась прозой, но уже давно все перешли на американский тип записи. В американке записывается только то, что важно для сюжета, без лишних художественных и лирических описаний. Если продюсер увидит, что ему прислали литературный драфт, скорее всего для него это будет сигнал, что человек совсем не понимает какие стандарты сейчас есть в киноиндустрии.
- Коллективное искусство
Писатель - это одиночка, который самостоятельно разрабатывает проект и сам же на выходе получает готовый продукт. Конечно у многих есть редакторы, корректоры, издатели, которые работают вместе с ним, но его роль главная. Писатель - сам себе режиссер, костюмер, оператор и так далее. Для того чтобы писателю стать сценаристом, нужно понять, что в кино все совсем не так.
Сценарист - это часть команды и есть существенная разница между тем, что он написал на бумаге и увидел на экране.
Опытный сценарист отличается от новичка как раз тем, что понимает, как написанное им будет выглядеть на экране. А еще профессионал не вмешивается в работу режиссера и других членов команды. Важно привыкнуть к мысли, что сценарист не выполняет работу других служб, что основную ответственность за конечный результат несет вся команда, что в текст сценариста могут вмешаться продюсер, редактор, режиссер, что его произведение будет зависеть от того, сколько бюджета выделено на съемку и какому актеру достанется та или иная роль.
Но кино - это коллективное искусство, так что без команды вы никуда не уйдете, ее надо уважать и надо уметь в ней работать.
- Переписывание
Необходимость адаптировать мир сценария под реальные мощности студии, на которой его будут реализовывать, приводит к тому, что в сценарном деле переписываний гораздо больше, чем в писательском.
Вы должны быть готовы к тому, что сам сценарий - 20% вашей работы, а его переписывание - это 80%.
Нужно уметь спокойно принимать критику и быть открытым для изменений, вносимых редактором. Потому что, как показывает практика, 99% правок идет тексту на пользу.
Особенности производства
Чтобы писателю стать сценаристом, нужно понять, что в кино гораздо больше факторов, влияющих на конечный продукт, то есть, фильм, снятый по вашему сценарию.
- Риски
Когда вы пишете книгу, с точки зрения маркетинга и затрат на выпуск книги, вы или ваш издатель потратите гораздо меньше денег, чем студия потратит на кинопроизводство. Соответственно, и риски продюсера кино больше, а значит ответственность и требования к качеству сценария тоже.
- Деньги
На первом месте, конечно, качество и оригинальность истории. Но качественной и одновременно более реальной в реализации делает историю следующее правило:
Убирайте все, что не влияет на сюжет, что не двигает историю вперед.
Если локация не влияет, убирайте Доминикану, меняйте на Чертаново. Графика, гонки с преследованием, взрывы и вертолеты - подумайте, действительно это важно для истории?
- Два дубля
Если у вас в сценарии много закадрового голоса, есть большая вероятность, что он там не нужен. Это распространенная ошибка начинающих сценаристов: объяснять зрителю голосом, что они сейчас увидели или увидят. Но зритель не тупой, не нужно ему дублировать информацию. Все, что можно показать - показывайте, у нас не радиоспектакль.
- Экранизация
Как правило редакторы отслеживают все книжные новинки и бестселлеры, поэтому если ваша история успешная - наверное они уже проанализировали, интересно им ее экранизировать или нет.
Если это интересно вам - дерзайте, высокие продажи будут одним из ваших аргументов, но сразу подумайте, почему с вами сам никто не связался, что могло смутить продюсеров и как это исправить.
Безусловно, если вы писатель, вам будет гораздо легче работать в киноиндустрии, чем тому, кто никогда не писал. Потому что главное правило сценариста - писать как можно больше и постоянно совершенствоваться.
Главное, будучи писателем, не забывайте, что вы погружаетесь в новую профессию, а значит нужно учиться быть гибким, открытым к конструктивной критике, искренним и любознательным человеком. Ведь из одной корысти рождается мало невероятных историй.
P.S. Друзья, помимо образовательных материалов у студии Снегири есть курсы, как долгосрочные и платные, так и короткие, бесплатные. Курс по экранизации - это 3-дневный бесплатный курс.
Чему мы учим на этом курсе?
- Как свой рассказ или роман превратить в сценарий
- Какие рассказы, романы и книги подходят для создания сценария
- Важные элементы истории, которые необходимы для фильмов и сериалов
- Этапы создания сценария на основе литературного произведения
- Частые ошибки при переходе из формата литературы на экран
- Нужен ли профессиональный сценарист для соавторства, плюсы и минусы
- Юридические нюансы и авторское право при экранизации произведений
- В каких случаях можно использовать чужие произведения
- Как взаимодействовать со студиями, редакторами и продюсерами, когда сценарий готов
Программа бесплатного 3-дневного курса
1 занятие
Почему тема экранизации сегодня так актуальна. В чем разница между литературой и сценарием. Какие произведения подходят для экранизации.
2 занятие
Какие элементы необходимы для написания сценария к фильму или сериалу. Этапы создания сценария на основе литературного произведения. Соавторство: плюсы и минусы.
3 занятие
Юридические нюансы и авторское право при экранизации. Как взаимодействовать со студиями, редакторами и продюсерами, когда сценарий готов.
Для кого этот курс?
- Сценаристов, которые хотят написать сценарий по мотивам художественного произведения
- Писателей, которые хотят попробовать себя в ремесле сценариста и экранизировать свою книгу
- Новичков, находящиеся в поисках себя и дела всей своей жизни.
Зарегестрироваться и узнать подробности >>>>>
После регистрации пришлем на почту PDF чек лист - Какой роман или рассказ подходит для экранизации.
А так же примеры сценариев фильма "Хороший мальчик" и одну из серий сериала "Кухня".