Найти тему
Zarium

Что выбрать обычный пасьянс или увлекательную карточную головоломку «Косынку»?

Оглавление

Выбирая между обычной настольной игрой и пасьянсами большинство представителей женского пола остановится на последнем. Есть и мужчины, которые тоже их любят. Раскладывать пасьянсы – значит, проводить время с пользой.

Как появился пасьянс: история развития

Подобные головоломки рассчитаны на одного человека. Такое карточное развлечение берет начало не во Франции, хотя само слово «patient» французское и означает «терпение». Играющему нужно по правилам разложить карты, достигнув конечной цели. Большое значение играет интеллект игрока, но расклад часто связан со случайностью, поэтому пасьянсы не редко используют для гадания.

Бытует мнение, что начало игры пасьянс берут в Скандинавии или Германии. Но чаще всего приоритет отдается Швеции. Впервые о нем заговорили в восемнадцатом веке. Немцы называли игру французским словом, произносимым как «пасьянс». Так она упоминалась в антологии игр, которая вышла в 1783 году. Дэвид Парлетт, являющийся английским историком и математиком, а также исследователем настольных игр, заявляет о том, что изначально в головоломку играли двое, у каждого игрока была своя колода.

Раскрыть тайну появления карточного пасьянса пока никому не удалось. По всему миру лучшие умы и исследователи настольных игр посвящают этому вопросу сотни часов, но пока так и не добились сколько-нибудь удовлетворяющих ответов. Так как названия игр не всегда отражают место их зарождения, обнаружить страну, где впервые заговорили о пасьянсах очень сложно.

На сегодняшний день были созданы сотни подобных развлечений. Есть простые комбинации, которые можно собрать за несколько минут, они обычно всегда сходятся. Бывают сложные, которые решают не один час, так и не получив положительного исхода. Суть пасьянсов также отличается одна от другой. Играть игру, значит, проявить терпение и комбинаторные способности, а также усидчивость, при этом не всегда можно прийти к правильному решению.

В 1826 году впервые на русском языке вышла книга, в которой были собраны описания всем известных на то время головоломок. Она называлась «Собрание карточных раскладок». Книга была посвящена деловым людям, чтобы объяснить правила Гранд-пасьянсов.

История появления русской головоломки

Прибыла головоломка к русским людям, скорее всего, из Франции, о чем говорит название. Удовольствие появилось в нашей стране после победы в 1812 году, когда закончилась война. Оно помогало весело проводить время, развивался азарт, а также способствовало проведению ритуалов гадания.

При Наполеоне раскладывать карточные пасьянсы стало модой. Дворяне от скуки ради забавы и гадания придумывали различные комбинации, давая каждой новой свое отличительное название. Например, Мария Стюарт, являющаяся шотландской королевой, в ночь перед смертью разложила пасьянс, названный позднее в честь нее. Она загадала, что, если игра, которая никогда не имела решения, сойдется, тогда ее казнят. К утру пасьянс сошелся, королеве отрубили голову.

Хотя после войны с Францией, когда Наполеон Бонапарт покинул Москву и ушел, как побитая собака, домой, ничего в России от французов не осталось. Ничто сначала не прижилось в русской душе от иностранных захватчиков. Но позже все изменилось. Спустя несколько лет после войны в России появились гувернантки и воспитатели, учителя, преподающие искусство и фехтование. Именно эти французы передали россиянам навык развлечения в пасьянс. Теперь воспитанники, домочадцы и их знакомые были вовлечены в это новое развлечение.

Начиная с восемнадцатого века, страна была завоевана игрой. После вторжения на территорию России поляков и шведов остались названия пасьянсов, речь идет о «Краковском», «Польском», «Швейцарке».

Пасьянсы в настоящее время

По окончании прошлого века, когда появились компьютеры, головоломки завоевали расположение большинства русских людей. И это несмотря на то, что многие из них никогда не раскладывали реальные карты, а впервые сделали это на компьютере на рабочем месте.

Самая распространенная игра – это «Косынка». Придумал ее в 1988 году Уэс Черри, который таким образом заполнил пустое время, когда работники на своей службе скучали. Но в большей мере головоломки, которые были вшиты в операционную систему компьютеров, например, «Косынка», были предназначены для получения навыков использования операционной системы. Также широко известны такие игры, как «Паук» и «Солитер».

Также большую популярность получили:

  • Коврик;
  • Пирамида;
  • Маджонг.

Все это легко скачать из интернета на планшет или телефон, чтобы можно было занять время по дороге домой или на работу, а также в обеденный перерыв.

Наиболее известны следующие пасьянсы. Речь идет об:

• Аккордеоне;

• Баварской головоломке;

• Башне;

• Галерее;

• Арфе;

• Знамени;

• Косынке;

• Веере;

• Крепости;

• Пауке;

• Деревенском пасьянсе;

• Игре «Идет – не идет».

Вообще, существует сотня подобных игр.

Раскладка пасьянса
Раскладка пасьянса

Как играть в пасьянсы: понятия и принципы

Так как компьютерные технологии развиваются быстро, то и развлечения с их помощью растут. Речь идет и о пасьянсах, которые могут быть как простыми, так и сложными. Если первые соберет любой, даже не подготовительный пользователь, то последние под силу лишь мастерам, которые не просто полагаются на везение, но просчитывают свои действия на много ходов вперед. Тут требуется большое терпение и внимательность. Для каждой головоломки действуют правила и загадки.

Обычно используют две колоды карт. Главное правило для всех нисходящих или понижающих пасьянсов – располагать младшую карту на более старшую или же для второго варианта старшую на младшую.

Кучка, ее еще называют сборной или местом, расположенная рядом с полем, где складывается пасьянс, сначала не используется. С нее нужно снимать по одной карте, что называется переводом.

Магазин, или как его еще называют, резерв или запасные карты, они открываются во время расклада. Их откладывают в сторону, порядок расположения связан со случайностью. В зависимости от правил головоломки в резерве может быть разное количество карт.

Когда они лежат рубашкой вниз, считается, что магазин полностью открыт, если же рубашкой вверх, тогда он закрытый, и видна только первая карта.

Пасьянс «Косынка»
Пасьянс «Косынка»

Пасьянс «Косынка»: как играть

Игра проходит с помощью одной колоды. Цель – так собрать карты, чтобы на специальных ячейках они лежали на тузе по возрастанию, начиная с двойки и кончая королем. Эти места еще называют домами. Карты можно перекладывать с места на место, соблюдая правило – нижестоящая должна лежать на вышестоящей другого цвета.

На поле семь мест, куда выкладываются стопки. Причем в столбцах начальное количество карт зависит от номера. В пером – одна, а в седьмом – семь. Они закрыты, только верхняя карта лежит рубашкой вниз. Остальная часть колоды расположена в левом верхнем углу рядом с ячейками, куда собственно и нужно переместить все карты, сложив их по порядку. Между столбцами карты перемещать можно как по одной, так и вместе с хвостом. Если на поле появилось пустое место, тогда туда кладется самая старшая карта после туза, речь идет о короле.

Карты сдаются из колоды, лежащей в левом верхнем углу. Это можно делать по одной или для более сложного варианта по три. При этом из трех предлагаемых получится выбрать только левую первой, если она была использована, тогда берется вторая, а потом и третья. Нельзя сразу брать вторую или третью карту из представленных трех.

Правила говорят о том, что просматривать колоду в резерве есть возможность любое количество раз. Если два раза по открытой колоде щелкнуть мышкой, она становится снова закрытой, и можно смотреть карты заново.

Если кликнуть два раза по открытым картам, тогда подходящие перемещаются на ячейки с тузами.

Существует еще открытая «Косынка», когда раздаются все карты, часть колоды не остается. Количество столбцов может варьироваться, это же касается и открытых карт в них. Все зависит от версии. При этом количество открытых карт не всегда гарантирует тот факт, что пасьянс сойдется. Чаще всего открытая «Косынка» не складывается.

Как играть в «Паука»

Этот пасьянс широко распространен после «Косынки». Его можно разложить дома на столе, имея колоду карт, а можно на компьютере. Суть заключается в том, чтобы сложить все карты по порядку. Изначально они расположены в десяти столбцах рубашкой вверх.

Когда нужно перенести карту из одного столбца в другой, то неважно, какого она цвета, главное, чтобы была ниже на один уровень по сравнению с той, на которую ее кладут. При этом перемещать можно целую стопку. Например, если лежит валет, десятка и девятка, то передвинуть получится все три на даму любой масти.

Во время игры один из столбцов может полностью убраться, освобождая ячейку. Туда на его место можно перенести любую карту, как одну, так и с хвостом. Если сложилась ситуация, при которой вариантов ходов больше нет, тогда карты тасуются и выкладывается дополнительный ряд. Когда будет собрана одна полная последовательность от короля до туза, где последний кладется на двойку, тогда считается, что пасьянс сложился.

Суть головоломки «Идет – не идет»

Тут туз – это начало. Его следует вынимать каждый раз, как колода вскрывается с руки. Для начала семь карт следует положить в линию. Их вынимают, выкладывая на пустые места, возможно сразу получится собрать последовательно тузы, двойки, тройки и так до короля. Вообще, такой порядок – это цель головоломки.

Потом выкладывается второй ряд, третий и так, пока не закончится колода. Затем начинается игра, когда следует определить идет карта или нет, откуда и пришло название.

Так, начиная вторым рядом и до последнего карты класть на начальное место нельзя. Нужно соблюдать правило: крайние две слева идут, средние три нет, следующие крайние две слева идут, потом снова средние три нет, далее крайние две справа идут. Поступать так нужно с каждым рядом, учитывая, что идет только пара крайних, и не кладутся средние три.

Когда колода будет разложена, нужно постараться очистить продольный ряд. Если это удалось, тогда вместо него кладут любую карту снизу, нельзя вынимать из середины столбца. Переводятся они мастям между теми, что лежат в самом низу продольного ряда.

После окончания переводов, вынимаются карты, сходящиеся на начальных местах. Теперь можно собрать семь перпендикулярных рядов. Начинать следует с крайнего справа, не смешивая порядок карт, который был изначально. Седьмой ряд полностью переходит на шестой, тот на пятый и так далее. В итоге, первый ряд с первой картой становятся снова готовым для перевода.

Теперь происходит еще одна раскладка. Но уже последняя, если ничего не получилось, ряды не ушли, тогда в сдаче виноват тот, кто раскладывал, так как в ходе этого процесса можно изначально просчитать, куда лучше положить ту или иную карту, чтобы ряд сошелся. Подобные расчеты как раз и делают данный пасьянс интересным.

Игра в «Деревенский пасьянс»

Играть нужно с помощью двух колод, соединенных вместе. Из них вынимают восемь карт. После чего раскладывают в ряд по четыре карты, слева и справа.

В случае, когда среди этих восьми попадутся тузы или короли, масти должны быть разными, тогда они выкладываются отдельно в ряд над восемью. Короли будут лежать справа, тузы слева. Когда попадется подходящая карта, которую можно будет положить на туза, то есть двойка, тройка и так далее, или на короля, то есть дама, валет и так дальше, тогда их выкладывает в этом порядке.

После того, как колода закончится, а еще не все собрано, тогда неподходящие карты собираются перемешиваются и заново выкладываются по восемь. Но после этой раскладки больше сдавать нельзя. Если не получилось собрать, значит, пасьянс не сошелся.

Какая польза от раскладывания пасьянсов

По мнению психологов, если установить разумные рамки для головоломки, тогда пасьянсы будут приносить пользу. Вот, почему мозгу нужно давать подобную нагрузку:

• Несет успокоение, расслабление, снижает стресс. Для достижения этих моментов достаточно играть до пятнадцати минут в день;

• Головоломка нагружает мозг, что благотворно в любом возрасте, особенно для пожилых. С ее помощью можно тренировать память, стимулировать процессы работы интеллекта и аналитического мышления. Это так называемый фитнес для мозга, благодаря которому он всегда в хорошей форме;

• Игра помогает мозгу перестать думать рационально, поддавшись интуиции. Например, если пасьянс рассматривать как способ гадания, тогда сначала стоит загадать ответ на каждый исход решения, что поможет потом сделать правильный выбор. Ведь игра носит мистический характер. Хотя на самом деле мозг просто переключается, находя нестандартное, даже можно сказать, парадоксальное решение.

Пасьянсы и игра на работе

Можно выделить, по крайней мере, три причины, почему специалисты рекомендуют играть на работе в пасьянсы:

• На Западе в компаниях на каждом рабочем месте доступны подобные игры. Поэтому жестких запретов на игру нет. Даже каждый поощряется в обеденный час раскладывать пасьянс. Такое развлечение помогает снять напряженность организма и повысить желание к работе;

• Три года назад греческие чиновники хотели издать закон, запрещающий играть в пасьянс, как разновидность азартного развлечения, но заявление не прошло, так как вышестоящие органы все-таки отметили положительные моменты в головоломке, поэтому инициатива отменилась;

• Головоломки, такие как Паук, Косынка и подобные, вшитые в ОС Windows, предназначались в самом начале для быстрого освоения мышки и знакомства с графическим интерфейсом.

В конце стоит отметить, что история появления пасьянсов покрыта мраком, но такие головоломки прекрасно разгружают мозг, способствуя приятному времяпрепровождению. Только нужно заранее установить для себя свободное время, чтобы игра не стала отнимать часы у других важных занятий.