Найти в Дзене
Зелёная книга

"Мой товарищ, в смертельной агонии не зови понапрасну друзей". Об авторе правдивого стихотворения о войне

Возможно, среди литературы, созданной отечественными писателями и поэтами-фронтовиками, вам уже встречалось нижеуказанное стихотворение. Особенно известны первые две строчки, которые я вынес в названии данной публикации:

"Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей...
Ты не плачь, не стони ты, мой маленький.
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай-ка лучше сниму с тебя валенки.
Нам еще наступать предстоит..."

Почему эти строки долгое время старались не упоминать в литературе, и как оказалось, что автор произведения был обвинен в "восхвалении" мародерства - сейчас поговорим, друзья!

Автором стихотворения "Мой товарищ, в смертельной агонии" является известный советский поэт, врач, доктор медицинских наук Ион Лазаревич Деген (1925-2017), участник Великой Отечественной войны, дважды представленный к званию Героя Советского Союза.

-2

Это очень известная личность как в нашей стране, так и в Израиле, куда Ион Лазаревич выехал в 1977 году и прожил до конца своих дней, посвятив себя литературе и медицине. Но его фронтовая биография была куда интереснее.

Он был призван на фронт в июле 1941 года, сразу же после школы, и воевал в составе 130-й стрелковой дивизии, которая тем же летом первого года войны оказалась в окружении:

"Между Уманью и Христиновкой наша дивизия попала в окружение. Началось самое страшное. Ощущение беспомощности. <...> Мы, остатки истребительного батальона, твердо решили прорываться на восток. Тяжелораненых несли с собой. Но вскоре мы, видя состояние двух наших товарищей, вынуждены были оставить их у колхозников <...>. После войны я пытался узнать судьбу этих ребят. Но даже следов не нашел"
Из интервью И.Л. Дегена

Во время этих беспрерывных боев, попытке выйти к своим он был ранен. После госпиталя служил в 42-м отдельном дивизионе бронепоездов, но вскоре получил второе ранение в 1942 году. Восстановившись, Ион Деген продолжает службу в 21-м учебном танковом полку, заканчивает танковое училище в Харькове, и становится младшим лейтенантом.

-3

Офицером-танкистом 2-й отдельной гвардейской бригады, которого навсегда запомнит военная история.

Ведь Ион Деген является танкистом-асом. Экипаж "Т-34", которым командовал офицер (впоследствии - гвардии лейтенант), уничтожил 12 вражеских танков, 4 самоходных орудия, а также огромное количество военной техники и живой силы противника.

Однако, тяжелые потери в боях с врагом несла и 2-я отдельная бригада, являвшейся "бригадой прорыва", а сам мужественный молодой офицер был четыре раза ранен в ходе этих столкновений.

-4
"В нашей , изначально не могло существовать понятия "ветеран бригады". Мы были "бригадой прорыва", несли дикие потери, и продержаться живым и не покалеченным больше полугода было за гранью фантастики..."
Из интервью И.Л. Дегена

В период войны он будет награжден Орденом Красного Знамени, Орденом Отечественной войны I степени, двумя Орденами Отечественной войны II степени, медалями "За оборону Киева", "За оборону Кавказа", "За победу над Германией...", представлен к званию Героя Советского Союза.

-5

Все свои воспоминания, переживания он начнет оставлять в своих произведениях. А указанное ранее стихотворение "Мой товарищ..." созданное в декабре 1944 года, будет одним из известных его творений, которое подвергнется не раз огромной критике со стороны других писателей и поэтов.

Потому что последние две строчки "Дай-ка лучше сниму с тебя валенки. Нам еще наступать предстоит" станут поводом для обвинения поэта-фронтовика в "апологии" (прим. - восхвалении) мародерства. Получившее резкую критику со стороны знаменитых деятелей литературы, среди которых был поэт Константин Симонов, стихотворение на долгое время забудется и вспомнят о нем лишь в 80-е годы.

Хотя по словам Иона Дегена тема мародерства и очернения бойцов Красной Армии им не поднималась, потому что произведение было написано по двум причинам:

1. В память о своем товарище, который в 1942 году погиб от ран:

"...Я быстро снял нательную рубашку, разорвал ее и пытался перебинтовать его. Егор большой ладонью погладил мои мокрые волосы и едва различимо прошептал: "Зря это ты. Рубашку стоит отдать живому". Больше он ничего не сказал..."
Из интервью И.Л. Дегена
-6

2. В память о случае, произошедшем с его сослуживцем, гвардии лейтенантом Анатолием Сердечневым, который выбираясь из горящего танка, остался без одного сапога. Заместитель командира батальона по хозяйственной части новые сапоги не выдал, и офицеру приходилось долго ходить в обмотке из брезента.

"Ежедневные обращения к замкомбату оставались без результатов. Немногие оставшиеся в живых танкисты сочувственно смотрели, как Толя таскал налипшие на примитивную обувку килограммы прусской грязи..."
Из интервью И.Л. Дегена

В конце концов, Ион Деген со своими товарищами решили с капитана, пока тот спит, эти сапоги снять. К счастью, на утро конфликт был разрешен, дело не дошло до трибунала, а товарищ поэта все-таки получил долгожданную обувь.

Литературное общество было разделено на два лагеря после этого стихотворения: на тех, кто поддерживал поэта и кто критиковал. А на сегодняшний день появились публикации о том, что Ион Деген и вовсе не является его автором, однако данные высказывания сомнительны и подвергаются опровержению. И это совсем другая история.

-7

В любом случае, Ион Лазаревич, посвятивший свою жизнь литературе и медицине, работавший в Советском Союзе, а затем в Израиле, написавший более 90 научных трудов, достоин памяти о нем.

Ведь это был героический, удивительный человек, автор множества произведений, в которых так тяжело и так правдиво описан весь ужас войны...

СПАСИБО ЗА ПРОЧТЕНИЕ, ТОВАРИЩ!

Прошу оценить материал лайком и комментарием, а также поделиться прочитанным в соц.сетях! Буду признателен, если Вы изучите другие публикации и видеоролики канала "Зеленая книга".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, ДРУЗЬЯ!