Сайра, сайра сандугач ,
Карлар китеб жаз булгач,
Агач-ӱлям жяшереб,
Жирнен жöзö жангаргач.
Кюб кешеляр тын’ныйлар, –
Сайра, сайра, чутылдат;
Ачыулыны сюрелдер,
Мон’айганны тиз жыуат.
Бигюк матур сайрыйсын’ ,
Нейляр уйлаб жырлыйсын’,
Кöйнö каян табасын’ –
Жöз тöрлöгя борасын’?
Бютян кошлар алайук
Сайрамыйлар синен’ кюк:
Сайраб сайраб карыйлар
Синен’ кюгюк булмыйлар.
Гяӱдан’ начар булса да,
Синен’ таудыш бик чиста,
Тöсöн’ соро булса да,
Сайрарга син бик оста.
Ичтя тын’наб туймыйым
Сайрауын’ны, сандугач,
Сине кöндя тын’ныйын
Эшляремнян туктагач.
Сине бар аз тын’насам,
Кюн’неллярем жыуана.
Ан’ный белгян кешеляр
Бар да синга кыуана.
Сайра, сайра, сандугач,
Жиргя кюммя талантын’
Сайра хален’ бар чакта, -
Кюб жук сайрар баг’ытын’.
Это стихи кряшенского священника (пуба) и поэта Давида Григорьева-Саврушевского, написанные им еще до революции 1917 года, но опубликованные в одноименном сборнике гораздо позже. Книга "Сандугач", с припиской "стихи на кряшенском языке", была издана в Казани в 1920 году.
Судя по этому обозначению, любой знающий татарский язык, может смело указывать в качестве дополнительного иностранного языка еще и знание кряшенского языка. Особенно если знакомы с говором заказанских татар, где литературное "й" ,"я" часто заменятся на "ж".
Кто такой Давид Григорьев-Саврушевский?
Поэт Давид Григорьев-Саврушевский родился в 1876 году, а его творческое становление связано с первой русской революцией, тогда произошел небывалый рост этнических культур.
Вторая часть фамилии Саврушевский связана с его малой родиной - деревней Большие Савруши Мамадышского уезда Казанской губернии (совр. Тюлячинский район РТ).
Вот что пишет о Давиде Григорьеве-Саврушевском доктор исторических наук, руководитель Центра изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков Института истории им. Ш.Марджани Радик Исхаков:
"Его творческий путь был типичен для представителей кряшенской интеллигенции второй половины XIX – начала ХХ вв. После обучения в миссионерской школе Братства Св. Гурия в родной деревне он продолжил учебу в Казанской Центральной крещено-татарской школе. Работал потом учителем в начальных школах.
В конце XIX в. окончил миссионерские курсы при Казанской духовной академии и был посвящен в сан, служил священником в кряшенских приходах Казанской, Уфимской и Вятской губерний.
С 1902 г. Давид Григорьев начал активно публиковаться в местной и центральной церковной печати. Он освещал культурную и религиозную жизнь своих прихожан, показывал сложности пастырского служения среди нерусского населения.
Одними из центральных сюжетов публицистических произведений Давида Григорьева были темы воцерковления кряшен, борьба с усиливающимся среди них влиянием ислама.
В 1906–1917-х гг. Д. Григорьев сотрудничал с казанскими церковными органами, работал над переводами на татарский язык религиозной, учебной и научно-популярной литературы. В это время он начал писать стихи, которые были опубликованы уже после революции (1920 г.) в сборнике под названием «Сандугач. Стихи на кряшенском языке».
Полностью реализовать себя на общественном и литературном поприще ему удалось уже в годы советской власти, когда он опубликовал основную часть своих произведений, участвовал в создании кряшенских газет «Кряшен» (1917 г.), «Кызыл алям» (1918–1922 гг.), организации Кряшиздата".
"Мин пуп булуб 20 жылдан да артыграк тордом..."
Биография талантливого литератора и духовного деятеля выглядела бы неполной, если не уточнить некоторые моменты из его жизни революционного периода. Ведь не совсем понятно, как кряшенский священнослужитель оставил своих прихожан и посвятил себя довольной светскому занятию - изданию газет советского толка. Но многое поясняет заявление самого Давида Григорьева от 1923 года, где описаны и трудности быта, и отношение к службе. Этот документ опубликован в паблике "Кряшены_Официальное сообщество" в ВК.
"Мин пуп булуб 20 жылдан да артыграк тордом. Пуп кезмяте бер багыттада минем кюҥелемя ошамады: гумер буйы сораныб жoрoy, ӱземне ирексезляб кеше кюзеня жакшы булыб кюренергя тырышыу, калык алдалау, былар барда минем жанымны бик борчодолар.
Шунын белян 1918 че жылда чячемне кыркытыб пуплыктан да, жортомно жиремне ташлаб Казанга Совет кызмятеня княгяз-газет эшеня тотондом.
Алай булсада ул багыттагы ауыр торомош, ачлык мине бик читен халгя куйдылар.
Врач Дурминскийнын биргян киҥяше буйынча мин бу княгя газет эшен ташлаб ауылга кайтыб жаҥадан пуплыкка керештем, aм шул багытук княгя-газитне бoтoняйук ташламыйчы эшляб-жазыб тордом.
Хазерге кoннo узган жылгы ачлык азаблары бетеб хужалык арыулана башлагач, yземдя бер кыуат сизеб, калган гюмеремне жарлы калык, эшче-крестьянга пайданы бирмякче булам.
Шуҥар кюря Областкомдагы кряшкомициядан мина бер-бер тöрлö эш-уен соройым шунын белян жамагатым белян торорга казенный утын, äм сый брым торорлык каралды булсын димен.
Жамагатым ней бары 6 кеше. 4 малайым оло, aм уртанчы шкулларда укыйлар. Аларны укытырга халем житмягяннектян аларны укытырга булышыулык киряк.
Катыным тагынук учительница булыб торган кеше, ул да учительница булырга сорамакчы булыб тора. Минем княгя-газит эшендя ничек эшлягянне ипт. Зубков, Губин, Мельников беля.
1923 ж. 14-че июнь, Д.Григорьев".
Умер Давид Григорьев-Саврушевский в 1942 году.