Всем привет! :) Статья из рубрики — деревни и села. Сегодня совершим путешествие в Ядринский район Республики Чувашии — деревню Тукассы.
Правильнее будет сказать, продолжим путешествие по Ядринскому району, так как я уже не раз писала про его деревни и села, даже побывала в Ядрине.
Республика Чувашия — интересный край, в котором нет места развалинам, мусору, убогости.
Даже в деревнях практически везде чисто и опрятно. Чуваши — народ древний, имеют свой национальный язык, кухню, культуру.
Да, многие деревни и села выглядят однотипно, но все равно, в каждом месте есть своя история, что-то такое, что дает мне желание написать об этом.
- Поэтому, дорогие друзья, тем, кому дорога Чувашия, кто любит свой край и кому интересны мои очерки, прошу помогать мне в развитии канала, чтобы я чаще бывала в ваших краях и писала об этом.
- Поддержите мои публикации пальцем вверх, всего лишь нажав на кнопку, если интересна публикация, поделитесь ею в социальных сетях.
- Буду очень благодарна, низкий поклон тем, кто уже третий год со мною на канале и читает мои статьи. Спасибо Вам от всего сердца!
Ну, а нас ждут Тукассы, деревня, встретившая скошенной зеленой травою, тракторами, чей рев доносился с другого конца поля и запахом чистого воздуха, такого, что просто пьянил голову.
И чувашского хмельного напитка не надо, достаточно лишь заехать в глубинку Тукасси.
История деревни
Тукассы или Тукасси, деревня образовалась в начале XIX века и была всего лишь околотком уже несуществующей деревни Большая Четаева.
Трудоспособное население деревни работает в колхозе «Ленинская искра», впрочем, не удивительно, что деревенские не гонятся за длинным рублем и поддерживают экономику своей республики.
Издревле местные жители трудились на насиженных местах, плели лапти, ковали в кузнице железо, шили одежду и обрабатывали землю, успевая при этом выращивать домашнюю птицу и держать крупный рогатый скот.
Чуваши дольше всех пользовались дедовским способом ведения сельского хозяйства. Согласно источнику, (книга Краткая история Чувашии и чувашского народа), чуваши использовали горбуши, а русские в это же время — косы-литовки.
Особенностью торговли излишками урожая, который продавали на ярмарках деревенские жители деревни, было наличие в продаже хмеля и зерна, в то время как русские выносили картофель.
Жизнь чувашских крестьян была нелегкой, если сравнивать с русскими и татарскими крестьянами. Национальное угнетение еще больше сплотило чувашский народ.
Грустное, берущее за душу стихотворение о доле чувашских крестьян написал в XIX веке один неизвестный поэт Чувашии. Называется оно «Кто мы чуваши, как живем?»
Ни писать мы не умеем, ни читать,
Ни считать не разумеем,
А когда самим невмочь,
Просим батюшку помочь:
Как буду нам отвести?
Что нам дьякам поднести?
Так вот мы и поживаем,
Век в работе коротаем…
Водится у нас и скот,
Яйца, молоко и мед.
Только это не про нас,
Черный хлеб — еда чуваш,
А скотину продавай,
Деньги дьякам отдавай.
Ешь, чувашин, черный хлеб,
Другой доли тебе нет.
Источник стихотворения: книга Краткая история Чувашии и чувашского народа.
В XIX веке в деревне Тукассы проживало 100 мужчин и 112 женщин, которые вот так вот и жили, ели черный хлеб и работали с утра до ночи.
Сейчас мука продается в магазине, а в былые времена крестьяне мололи ее на ветряной мельнице, которая была одна на всю деревню.
Все мои статьи можно посмотреть здесь . Буду признательна за лайк и подписку, делитесь в соцсетях. Всем добра и большое спасибо!)
Мой канал на Youtube , а также Инстаграм-аккаунт и группа в контакте "Под зонтиком"