Найти в Дзене
Московские истории

Центровые 50-х: "Ботинки были на два размера велики, я страшно ими гордилась!"

Читательница канала "Московские истории" Нина Богатырева, родившаяся в самом центре Москвы, в гостинице "Националь", уже рассказывала историю своей семьи. Здесь - детали небогатого детства 1950-х.

Брат, мама и Нина, 1946 г.
Брат, мама и Нина, 1946 г.

Брат Нины, Олег, которого во дворе и дома звали Алькой - модное тогда имя, - рассказывал своей дочери Анне про кондитерский магазин в их доме, куда они ходили любоваться на пирожные, которые купить не могли:

Еле дотягиваясь до прилавка, я стоял и наблюдал, как дорого одетые тети и дяди покупали красивые, украшенные разноцветным кремом пирожные. Кондитерский аромат стоял невообразимый. Так могло продолжаться очень долго. Однажды меня отозвала немолодая иностранка и сунула в руку денежку, как раз на одно пирожное. Видимо, пожалела паренька, который часами мог стоять у витрины. Но я не стал тратить деньги на пирожное, а купил более дешёвые сладости : баранки, монпансье, сахар.

Дальше рассказ Нины Богатырёвой.

Обратите внимание, какие на мне красивые ботинки. Коричневые с белым. Чешские. Размера на два мне велики. Как же я рыдала, чтобы мама мне их купила!

Во дворе "Националя" в новых ботинках, 1955 г.
Во дворе "Националя" в новых ботинках, 1955 г.

Раньше "Детский мир" был на улице Горького, на Пушкинской, где потом открыли магазин "Наташа", а теперь Benetton. Мы с мамой туда пошли, и я увидела эти ботинки. Я почему-то от них просто обалдела: хочу и все! Хотя в нашей семье так заведено не было. Когда мама сказала "нет", у меня случилась истерика. Плакала, орала, умоляла. Добилась своего - купили. Так как эти ботинки мне были велики, я их носила очень долго. Как же я ими гордилась! Мама говорила, что они меня очень дисциплинировали. Я в них не лазила по деревьям и не ходила по лужам.

Во дворе, в красивом пальто. 1953 год.
Во дворе, в красивом пальто. 1953 год.

Тут на мне очень красивое пальто. В соседнем подъезде жила семья, глава которой работал то ли в Италии, то ли в Югославии в нашем посольстве не на последней должности. У них была дочь Наташа, моя ровесница. Мама ходила к ним убирать, её многие звали на уборку или стирку. И мне-кое что перепадало из одежды Наташи. Вот и это пальто перепало.

В 1963 году нас из "Националя" начали выселять. Им на троих дали трехкомнатную квартиру в высотке на площади Восстания, а мы с мамой поехали в Бескудниково - в однушку на пятом этаже пятиэтажки.

Мне 14 лет. Фотография, которую не оценил мальчик Мирек. 1959 г.
Мне 14 лет. Фотография, которую не оценил мальчик Мирек. 1959 г.

Раньше многие переписывались с ребятами из других стран. Из Польши, Болгарии, Чехословакии. Адреса для переписки давали учителя. Мне достался мальчик из Чехословакии по имени Мирек, папа у него, по-моему, был шахтером. Переписывались мы с ним достаточно долго, он мне прислал свое фото. Ну мальчик и мальчик. Попросил меня тоже прислать ему мою фотокарточку. Я специально сфотографировалась и отправила ему. После этого переписка прекратилась. Я очень расстроилась и даже плакала: неужели я такая страшная? Он очень снизил мою самооценку. #нина богатырева

Еще: "Все кухни «Националя» - ресторана, кафе и столовой - 1 мая выставляли для детей во двор стол с булочками, пирогами и лимонадом".

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru