Найти тему
Haliel Иванова

Впечатления от прочтения. Александр Солженицын. «В круге первом»

После «Гулага» с его явной конъюнктурностью и малохудожественностью, оставившего, довольно-таки, спорное впечатление, причём, не в лучшую сторону, хотя и читавшегося на пике популярности, «В круге первом» пролежал непочатым долгие годы, пока, совершенно случайно, не попался на глаза.

Конечно, это другой Солженицын и роман, посвящённый быту московской шарашки - хотя начинается со звонка неизвестного в американское посольство и заканчивается его арестом - больше философичен, чем фактосодержателен, но запомнились, в нём, в основном, как раз бытописательные картины, действительно, удавшиеся на славу. Их, к сожалению, немного, но понравились именно они, заставив признать за автором право на писательский талант. Известно, что роман автобиографичен, так как Александр Исаевич провёл в этом заведении определённое время. То, что он вложил в уста своих героев, через многочисленные диспуты, размышления и умозаключения собственную философию, естественно, антисоветскую, коробит не так, так техницизмы, которые он описывает настолько по-дилетантски, что не может не вызывать улыбки. Ужели нельзя было проконсультироваться со специалистами?! Хотя бы по поводу цитат, если нужно было утаивать сам текст? Вывод: философический, в основном, труд, призванный, через прения антагонистов в лице заключённых спецтюрьмы МГБ, вынужденных заниматься научными изысканиями а, между делом, скрещивать пики в идеологических баталиях, донести до читателя авторский посыл о наболевшем, зудящем и ненавистном.

Говорят, что, мол, Александр Исаевич нелюбовь питал, исключительно, к советскому правительству, а за народ радел. Так радел, так радел, что призывал сбросить на СССР атомную бомбу, обретаясь, по случаю, в гостях, по другую сторону океана! Чудеса, но сейчас вы не найдёте в сети этой его пафосной филиппики, как, впрочем, и знаменитого стучания ботинком Никиты свет Сергеевича! Мало того, вас повсюду станут уверять, что этого никогда не было в действительности и данные факты, всего лишь, из области мифов и досужих вымыслов. Как бы не так - лицезрелось, в своё время, лично, под огромным впечатлением и, чуть ли, не в состоянии ступора! Вот оно, переписывание истории, происходящее без всякого пардону и, прямо, на глазах! К слову сказать, довелось, в своё время, послушать прямую речь виновника торжества по случаю его выступления перед представителями американских профсоюзов - далеко не Цицерон, знаете ли и, даже, удивило, как этот человек с таким косноязычием мог писать, довольно неплохие, таки, книги!

Честно говоря, скучно, и 90% романа – а он, довольно, объёмист - 96 глав об 725 страницах (издание 1990 года), тут же выветрилось из памяти, хотя то, что осталось, действительно понравилось - сцена свидания, описание заключения дипломата в узилище, история тюремного дворника.

-2

Говорят, что роман дважды, где-то в демократических странах, экранизировали, а г-н Любимов, даже, сваял спектакль на Таганке и участвовал в нём самолично, в роли Сталина, что кто-то написал по нему оперу, а в России, даже, сняли целый сериал, нашпиговав его звёздами первой величины. Кто знает, правда ли, нет ли, только интереса это никакого не вызывает, хотя, как известно, на вкус и на цвет...