Найти тему
Протоиерей Андрей Ткачев

Почему бывает так: хороший человек, но–неверующий? И наоборот: верующий, но – плохой?

Человек, в принципе, хороший. Верующий ли, ...не верующий ли. Со стороны им можно просто наслаждаться. Но все-таки человек – это не олень, который вышел из леса. На оленя смотришь и думаешь: ох, какой же он красивый! У оленя нет веры. (Что-то есть у него внутри, но не то, что мы называем верой).

Мы видим такую переменчивость жизни, когда верующий может быть нехорошим, а неверующий – хорошим. Или – один человек верующий и другой – верующий. Но один человек «хороший», а другой – «не хороший». Почему? У нас разрывается шаблон. Как это может быть так? Тогда получается, что вера – не при чем? Нет ... все «причем».

Просто мы видим поверхность, а не знаем генеалогию всего этого. Может быть неверующий человек хорошим. «Хорошесть» неверующего человека имеет свои корни. Свою базу. Может у него были воспитатели, которые ему о вере ничего не говорили, но сами веровали. Бабушка у него, может быть, была, которая колыбель его в детстве «колыхала» и читала что-нибудь святое. Может быть, у него были прекрасные примеры перед глазами. Кто-то же его научил читать хорошие книги? Может быть, он был воспитан на хорошем искусстве. Кто-нибудь скажет: «А я вот всю жизнь Пушкиным воспитывался! Привык читать хорошие книги. И уважать окружающих людей». Очень хорошо. Пушкин тебе помог. Но сам Пушкин вырастал на более «хороших» вещах. Может быть эта Арина Родионовна, простая крестьянка, дала ему больше, чем Царское Село? Он вырастал на интуициях более глубоких, чем «сам Пушкин», а ты приобщаешься к ним через него.

У «хорошести» всегда есть свои корни. Просто их не всегда легко найти. Но эта база «хорошести» неверующих, она обязательно вырастает из веры.

И тот хороший, который не верующий, он, может быть, где-то питается верой, но сам этого не понимает. Сам не осознает этого. Мы вообще живем все в области веры. Мы питаемся только ею. Мы утешаемся ею. И она нас как-то лечит, только не напрямую, а так, косвенно. Настоящая вера будет зажигаться в самых разных местах, в самых разных душах, когда будут последние аккорды мировой схватки с неверием. Когда веры будет мало, настолько мало, как в советские годы, когда в городе миллионнике был только один открытый храм. И тогда люди знали, что вера есть. Они приходили и чувствовали – вот, оказывается, Бог есть. А сегодня нам слишком хорошо живется, чтобы все это понять.

Слушайте, рыба вообще ничего не знает про воду. Она начинает понимать, что такое вода, когда ее из нее вытаскивают. Она хочет этой воды, но воды – нет. И она понимает, чего ей не хватает, но только – тогда. Когда уже поздно... Так и мы.

Так что хорошие неверующие люди, сами того не осознавая, питаются какими-то тайными ручейками подземными, которые напрямую связаны с религиозностью. Я в этом уверен. Возьмите, поинтересуйтесь биографиями больших людей. (Только не двадцатого века, там все поломано совершенно. Чуть раньше). Со всех сторон к ним тянутся ниточки духовного мира. Вот, например, «Дедушка Крылов». Иван Андреевич. Этот удивительнейший поэт. Он создал целую антологию притч, аллегорий, которыми можно зачитываться с утра до вечера. И взрослым, и детям. А знаете, чем он в детстве занимался? Он ходил по домам и читал псалтирь по покойникам. Это было его единственное хлебное занятие. Отец рано умер. Они с матерью жили бедно, и его воспитывала Псалтирь. Вроде бы в его творчество нет ничего религиозного. Но на самом деле это библейские притчи. Он воспитан изнутри. В его биографии не написано этого. В советское время это все скрывалось. Но в нем есть такой религиозный стержень. И так везде. Хотя думаешь: «Ну что – Крылов? он же не проповедовал Евангелие?» Нет. Но у него библейское творчество.

А там, где верующий – нехороший, там тоже есть свои корни. Может быть, он воспитался среди таких верующих, которые действительно были не хороши. Они поселили в нем какие-то ложные ориентиры, дали какой-то ложный пример.

Вот так я думаю об этом. При желании (если подключить сюда еще и интуицию Шерлока Холмса) мы всегда найдем религиозный подтекст, почву под ногами любого хорошего человека, который сам пока не смог сказать: «Я верю в Бога». Он пока еще не говорит этого.

Но там все внутри гораздо сложнее.

Если вам понравилось и было полезно, ставьте лайк. Это позволит показать эту статью как можно большему количеству людей.

Подписывайтесь на канал! Все статьи канала здесь

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников