Найти в Дзене
Человек-метро

Показали новый вагон для метро Петербурга. В духоте, но с USB. В чем подвох?

Оглавление

Подвижной состав - это действительно немаловажная часть любого вида транспорта. Будь-то автобус, трамвай или вагон метро - именно здесь пассажир проводит большую часть времени в поездках и может в целом судить о комфортности или, наоборот, неудобстве сидений, поручней и других элементов салона. Статус конкретного города, величина его бюджетных вливаний в транспортный сектор конечно не может не сказываться на общем состоянии транспорта.

Метро Петербурга не назвать в этом плане обделённым. Как никак второй город в России и подземка здесь немаленькая - почти 130 километров тоннелей, 72 станций и более 1700 вагонов, ежедневно перевозящих до 2,5 миллионов человек в сутки (ну, до covid-19, разумеется).

Подвижной состав Петербургского метрополитена представлен разнообразием моделей. Здесь можно встретить как реликтовые вагоны тип Ем родом из 1970-х, массовые "номерные" вагоны, выпускавшиеся почти 40 лет вплоть до 2014 года, и условно современные вагоны 2011-2020 года выпуска с модными асинхронными двигателями.

При этом старые вагоны постепенно заменяются новыми. С 2016-й по 2020 год подземка пополнилась двадцатью семью новыми составами для старейшей Кировско-Выборгской линии. Это позволило списать более половины всего парка вагонов типа Ем. Тех самых добрых вагонов из детства с желтыми стенами из линкруста. Как бы не было их жаль, у любой техники есть свой ресурс, а для любителей насладиться воспоминаниями у метрополитена имеется специализированный ретро-поезд. О нём подробно было рассказано в отдельной статье.

О чём шум?

В ряде средств массовой информации 19 февраля 2021 года появились любопытные заголовки: Инновационный вагон «Смарт» начнет курсировать в метро Петербурга с 2022 года или USB-розетки, видеостекла и беспилотное управление. В Петербурге представили макет вагона, который поедет по красной линии в 2022-м.

Полногабаритный макет инновационного вагона «Смарт» представили на Октябрьском электровагоноремонтном заводе вице-губернатору Петербурга Максиму Соколову и председателю комитета по транспорту Кириллу Полякову. Его в сотрудничестве с Петербургским метрополитеном и комтрансом разработало АО «Трансмашхолдинг».
Как сообщает 19 февраля аппарат Соколова, салон вагона будет оборудован USB-розетками, модулями Wi-Fi и интерактивной картой метро на специальных экранах. Предполагается, что информировать о ближайших станциях и пересадочных узлах станут наддверные табло с бегущей строкой. Кроме того, поезда оборудуют специальными «умными» окнами, которые могут транслировать на прозрачное стекло видеозапись.

Конечно же вам захотелось взглянуть на это чудо инженерной мысли? И эту возможность журналисты нам дают. К статьям прикреплены подобные фотографии:

Скриншот с сайта https://www.fontanka.ru/
Скриншот с сайта https://www.fontanka.ru/

Приглядевшись к фотографиям, можно заметить или хотя бы просто поверить мне на слово, что снимки отнюдь не 2021 года. Макет вагона явно стоит на какой-то выставке, а не в цехе завода. Так и есть! Это выставка-форум Smart Transport, которая проводилась в последний раз в 2019 году в Экспофоруме и на которой автор канала также присутствовал.

Сравнить фотоснимок с тем, что показали в СМИ, несложно - это одно и то же место. Автор снимка: Арсений Андреев
Сравнить фотоснимок с тем, что показали в СМИ, несложно - это одно и то же место. Автор снимка: Арсений Андреев

Тогда этот макет, представленный Трансмашхолдингом, смело назывался "Проектом двадцать-двадцать", намекая на скорейшее внедрение. Не так давно, к слову, я давал оценку тенденции мытищинских вагоностроителей присваивать год к наименованию своих новых метровагонов для столичной подземки: возможно название "Москва-2020" в конце 2019 года звучало свежо и инновационно, однако в 2021 году очевидно, что карета явно превращается в тыкву. Предположу, что не нужно быть богом маркетинга, чтобы понять некую ограниченность в таком наименовании, но жираф большой...

В 2021-м же году проект 2020, судя по пресс-релизам и сообщениям СМИ внезапно примерил новое название - Смарт. По всей видимости, от названия выставки, где его презентовали или от английского слова smart:

smart [smɑːt] - прил.
умный, сообразительный, хитрый, ловкий.
интеллектуальный
элегантный, нарядный, шикарный, изящный

Что же, давайте посмотрим, какое слово наиболее точно опишет новое звучное название? Поищем умное, интеллектуальное и, может быть, даже отыщем хитрое?

Потёмкинский вагон

В действительности нет ничего зазорного показывать на выставках концепты, которые невозможно, условно, даже закатить на выставочный пьедестал. В большинстве случаев этого и не требуется.

Достаточно вспомнить мировые автомобильные салоны - нередко представляемые образцы призваны аккумулировать внимание журналистов и критиков, объявить о смене главной линии в дизайне и так далее.

Поезд созвучный городу! Автор: Арсений Андреев
Поезд созвучный городу! Автор: Арсений Андреев

На выставке 2019 года в качестве вагона прекрасного будущего был представлен макет, который продемонстрировал основные особенности новой техники для подземных трасс.

Прежде всего внимание обращает непривычный коричнево-черный окрас, который вполне объясняется тенденцией петербургского метро окрашивать вновь поступающие вагоны под цвет линии, на которой составам придётся работать в дальнейшем. Коричневый цвет - намёк на строящуюся шестую (Красносельско-Калининскую) линию метро, которая как раз и должна иметь коричневый цвет.

Дизайн у головной части вагона приятный. В торце угадываются некоторые стилистические решения современных вагонов метро Лондона одновременно с параллельной аллюзией на некоторые редкие модели петербургской подземки.

Преимущество макета также заключалось в том, что он позволил показать два разных варианта исполнения дверей, а вернее ширины дверных проёмов. На вагонах, которые сейчас в массе используются в подземке Петербурга, величина проёма составляет 1360 мм. Вагоны, которые выпускались в послевоенное время имели ширину еще меньшую - 1121 мм.

Дверные проемы вагонов типа Д. Рисунок автора
Дверные проемы вагонов типа Д. Рисунок автора

Казалось бы, уже/шире - какая разница? А дело всё в том, что ширина дверных проемов лимитирует поток пассажиров входящих или выходящих в салон. Очевидно, что более широкое сечение позволит пропустить большее количество людей.

Салон перспективного вагона метро для Петербурга. Автор: Арсений Андреев
Салон перспективного вагона метро для Петербурга. Автор: Арсений Андреев

Разработчики "Смарта" предлагают два варианта: 1400 и 1600 мм. Первый - практический родной, привычный, а второй - на 20 сантиметров шире. Реально это сделать? Разумеется, более того в московском метрополитене уже не один год, как перевозят пассажиров вагоны проекта "Москва", у которых проём 1560 мм.

Еще из свежего для петербургской земли. Судя по имеющейся информации, впервые за всю историю подземки возможно появление прислонно-сдвижных дверей (как на фото выше). Долгое время метрополитеновцы всячески сопротивлялись этой технологии в связи с наличием станций закрытого типа. Что будет теперь - жутко интересно! Формально свободное пространство на таких станциях с внутренней стороны имеется, но как в реальной эксплуатации прислонные двери с наружной навеской себя поведут еще и с более широкими дверными проемами? Загадка, пока никто не знает..

Станция "Гостиный двор" - типичный представитель уникальных станций закрытого типа в Петербурге. Снимок автора
Станция "Гостиный двор" - типичный представитель уникальных станций закрытого типа в Петербурге. Снимок автора

Да, пару слов о разработчиках инновационного вагона. Это Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ), который встал на поприще сборки вагонов метро, как уже видно по названию предприятия, не очень давно. После разовой сборки двух головных вагонов для киевского метро в 2007 году, регулярное производство стартовало в 2012 году.

При этом стоит оговориться, что ОЭВРЗ не является в классическом понимании вагоностроительным заводом, а только сборочным. Кузовного производства нет, львиная доля деталей и элементов поставляется с других предприятий, отсутствует как таковая своя конструкторская школа.

В этом нет чего-то совсем криминального, особенно учитывая, что предприятие входит в состав довольно-таки мощного холдинга транспортного машиностроения ТМХ, у которого есть возможность диверсифицировать деятельность, рассредоточив по разным управляемым предприятиям.

Что это значит? А значит это то, что велосипед изобретать не будут. Раз в Москве уже успешно эксплуатируют вагоны с более современными показателями, почему бы не использовать эти наработки для создания спецверсии для Петербурга?

Место для маломобильных пассажиров. К счастье на макете нет ужасных "гладильных досок", которыми славятся последние поступавшие в Петербург вагоны метро.
Место для маломобильных пассажиров. К счастье на макете нет ужасных "гладильных досок", которыми славятся последние поступавшие в Петербург вагоны метро.

Что еще обещают петербуржцам? USB розетки, модули Wi-Fi (они и так в каждом вагоне давно смонтированы в Петербурге), интерактивная схема метро на больших дисплеях. В общем-то ничего сверхъестественного. Розетки для зарядки телефонов идея неплохая, но нужны ли они в огромном количестве? В самых свежих вагонах московского метро их умудрились смонтировать по 80 и более штук на вагон. Вопрос к вам, дорогие читатели, имеется ли такая потребность? Возите ли с собой шнур от телефона? Напишите, пожалуйста, в комментариях.

Макет пульта управления метро в проекте "Смарт" (Вагон-2020).
Макет пульта управления метро в проекте "Смарт" (Вагон-2020).

Безусловно, что не может не радовать, от модели к модели всё больше внимания уделяют тому человеку, о действий которого зависит наша безопасность - машинисту! Кресла становятся удобнее, показометры и дисплеи информативнее.

Пульт управления вообще имеет футуристический вид, напоминая, скорее, информационные блоки какого-то космического корабля из фильмов о будущем. И лишь пневматический "ноль-тринадцатый" кран из двадцатого века, скромно выглядывающий в правой части фотоснимка, возвращает нас на землю, а вернее даже под землю.

Подвох

Судя по документации, которую разместил метрополитен в начале 2021 года для "прощупывания почвы", в Петербург возможно (заметьте, я в отличие от некоторых официальных и не очень лиц транспортного комплекса не заявляю априори, что будут именно эти вагоны) приедет версия вагона 81-765, только с несколько урезанными характеристиками. Вот в этом и заключается несколько неприятных моментов.

Во-первых, поговорим о том, в чем петербуржцев хотят обделить за их же счет? Что есть в современных вагонах Москвы и чего не будет в петербургской новинке?

Современные вагоны метро в Москве, основу которых хотят применить для нового петербургского вагона. Автор снимка: Андрей Рябинцев
Современные вагоны метро в Москве, основу которых хотят применить для нового петербургского вагона. Автор снимка: Андрей Рябинцев

Это кондиционеры в салонах и сквозной проход через весь поезд. Насчет последней опции можно подискутировать - в режимах час пик особо по составу шибко не походишь, однако по личным наблюдения "гармошка" между вагонами добавляет несколько квадратных метров для стояния пассажиров - то есть вместимость увеличивается и это однозначно плюс. Кондиционер и вовсе не нуждается в дополнительных представлениях, особенно в летнюю пору. Всего этого пассажиры метро Петербурга не увидят...

Сквозной проход по составу в вагонах московского метро. Автор: Андрей Перечицкий/http://kronos.livejournal.com
Сквозной проход по составу в вагонах московского метро. Автор: Андрей Перечицкий/http://kronos.livejournal.com

Второй момент связан с тем, что Петербургу фактически предлагают "тележку" уже немного устаревшей модели. Как бы это не выглядело странным, но в Москву с прошлого года поставляется более современная модель 81-775, которые еще называют "Москва-2020" - это вагоны еще больше напичканы различной электроникой (это там по 80 с лишним USB розеток на вагон!). Часть столичного заказа строили в Петербурге на предприятии, предлагающего нам "Смарт".

А как насчет честной игры?

Вообще очень удивляет подозрительная уверенность производителя и метрополитена в том, что именно эти вагоны будут закуплены в 2022 году. В СМИ даже рассказывают о начале стажировки машинистов уже в этом году (каким образом и на чем?!).

Поясню: подземка - это государственное учреждение и обязано подчиняться требованиям Федерального закона №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". То есть должен быть запущены конкурсные процедуры, по завершении которых должен определиться победитель - поставщик, который в максимальной степени удовлетворит требованиям закупки (минимальная цена, например, и другие позиции).

Дело в том, что в настоящее время помимо производства Октябрьского электровагоноремонтного завода в Петербурге (сменившего, к слову, не так давно название на "Метровагонмаш СПБ" - филиал АО "Метровагонмаш" - тот самый завод, который и производит на протяжении 80 с лишним лет подвижной состав для метрополитенов), есть и другие производители, которые также способны предложить современные вагоны метро для колеи 1520 мм.

Таких предприятия два (даже на самом деле три): ООО "Синара-Шкода" и ЗАО "Штадлер Минск". Первые - это консорциум российского многоотраслевого холдинга Синара (они вам могут быть известны по производству электропоездов "Ласточка", например) и известнейшей чешской машиностроительной компании Шкода (в представлении, я думаю, не нуждается - это те, кто в советские годы строил для нас электровозы ЧС). "Штадлер Минск" - это современная транспортная машиностроительная площадка - филиал всемирно известного производителя из Швейцарии, расположившаяся в городе Фаниполь под Минском, которая выпускает широкую гамму техники для железных дорог, метрополитенов и трамвайных сетей. Третий производитель находится в Украине - это Кременчугский вагоностроительный завод.

Специально для петербургских условий чешский производитель разработал еще в 2007-2011 гг. новый проект вагонов метро под названием "НеВа". Этот подвижной состав в количестве 24 поездов успешно перевозит пассажиров на третьей линии метро Петербурга.

К открытию третьей линии метро, только уже в Минске, компания Штадлер разработала своё видение современного поезда метро для российской-белорусской колеи - вагоны проекта М110 и М111.

У обоих моделей кузова выполнены из алюминия, что является распространенным мировым трендом. Что касается анонсированного вагона "Смарт", то здесь нас ожидают технологии тридцатилетней давности - нержавейка. К слову, баснословно дорогие вагоны для метро Москвы также выполняются из этого материала, что является нонсенсом.

Допустив же всех трех игроков к конкурсу, появится возможность создать интересную инженерную задачу, результатом решения которой может стать появление действительно актуальной современным запросам модели вагонов метро, в которой нам всем будет очень удобно, комфортно и безопасно ездить.

Промежуточная черта

Подведём итог. Это однозначно хорошая новость, когда становится известно о рождении новых проектов и решений, которые направлены на повышение нашего с вами комфорта пользования чем-либо. В конкретном случае - транспортом, метрополитеном. И, конечно, хочется, чтобы в таком благом намерении не нашлось место обману, особо учитывая какие средства предполагается на это тратить.

Стоимость одного вагона метро находится в диапазоне 80-100 млн рублей. Составов нужно много, не один, в связи с чем вся закупка составит траты в несколько миллиардов рублей.

При это вагон метро не автобус, который можно заменить по условиям эксплуатации уже спустя 5-10 лет - служит техника метрополитенов существенно дольше (от 31 до 50 лет). В настоящее время в требованиях подземки к закупке нового подвижного состава, к огромному сожалению, могут присутствовать указания на применение конкретных узлов, устанавливаемых только одним производителем. Каким, я думаю, уже очевидно...

В связи с этим хочется пожелать здравомыслия тем, кто принимает решения, а нам терпения - ведь мы же будем ездить! Такой вот выдался "Смарт", а что под этим словом теперь раскрывается - решит каждый из нас сам.

Спасибо за ваше внимание!

Если вы впервые на канале и материал вам понравился, то можно поддержать автора подпиской.