Найти в Дзене
Монгольский синдром

Монгольский театр теней и куколок

Много лет тому назад во многих гобийских монастырях в полнолуние первого весеннего месяца устраивался конкурс мастеров кукольного театра, на который съезжались зрители из разных регионов. Лепщики задолго готовились к показу своего искусства. Из легко застывающего козьего вытопленного жира, окрашен­ного минеральными красками, мастера лепили фигурки и пейзажи. Чтобы жир не таял на пальцах, умельцы время от времени окунали руки в холод­ную воду. Сюжеты мастера этого театра брали обычно из монголо-буддийских мифов и разбавляли его сценками из народной жизни и фольклора.

В театре жировых куколок фи­гурки были подвешены на нит­ках (наподобие кукол-марионеток), с помощью которых они приводились в движение. Сце­на была выполнена в виде ящика, который откры­вался сверху, а также с передней части, откуда открывался вид на дей­ствие, все это обычно освещалось жировыми лампами, при свете которых умельцы показывали свое искусство перед публикой.

Бурятский театр кукол "Ульгэр" - яркий представитель старых традиций. Фото из открытых источников
Бурятский театр кукол "Ульгэр" - яркий представитель старых традиций. Фото из открытых источников

Кроме этого театра жировых фигур у монголов существовал и театр цветных, теневых фигурок, которые изготавливались из прозрачной ослиной или лошадиной шкуры, пропитанной особым составом. Фигурки ярко раскрашивались. Артист с помощником сидел за освещенным экраном и палочками, прикрепленными к рукам, ногам и голове фигурок, приводил их в движение, почти прижимая к экрану. Добрые и грозные духи высокомерные князья, толстые сластолюбцы-монахи и богачи, их слуги, раболепствующие перед своими хозяевами и надменные перед бедняками, фривольные красавицы, к которым липнут и попадают в смешные поло­жения все эти высокородные и надменные сластолюбцы — це­лый маленький сказочный ми­рок, в котором, как и всегда в фольклоре, добро торжествует над злом, ум над силой и не­справедливостью привлекал симпатии зрителей-арат.

Все эти сценки не имели текста, а непосредственно исполнение тех или иных сюжетов и количество действующих персонажей менялось в зависимости от настроения артиста и специфики собравшихся зрителей. Так, например, если мастер да­вал представления перед вельможами, он позволял себе на экране некоторые вольности с монахами, княжескими слугами и чиновниками-подхалима­ми, которым воздает по их де­лам «справедливый» правитель. В монастыре перед перерожденцами куколь­ник показывал в смешном виде князей и богачей, но зато на каком-нибудь народном празд­нике, как, например, Наадам, давал себе волю над высокородными князьями и ханжами-ламами.

...театр цветных, теневых фигурок, изготовлявшихся из прозрачной ослиной или лошадиной кожи, пропитанной особым составом. Фигурки ярко раскрашивались. Фото из открытых источников
...театр цветных, теневых фигурок, изготовлявшихся из прозрачной ослиной или лошадиной кожи, пропитанной особым составом. Фигурки ярко раскрашивались. Фото из открытых источников

Законами автономной Мон­голии, утвержденными Джебдзундамбой VIII эти кукольные театры, как и все театральные представления монголов, были запрещены. По этим законам каждый арат, занимавшийся представлением, подвергался сотни ударам бамбуковых палок, а его князь лишался государева жалования за попустительство аратам, издевавшимся над ханами и ламами. Так исчезли единственный в целой стране гобийский театр драмы, ставивший пьесу «Лунная ку­кушка» и немногочисленные бродячие кукольники. Уцелели только представления жировых фигурок в гобийских монастырях и то только потому, что были выгодны, привлекая арат.

Национальная монголь­ская живопись «монгол дзураг», насчитывающая многовековую историю, отличается своеобразной цветовой гаммой и каллиграфией рисунка. Такой был специфический стиль монгольских кожаных куколок театра теней. Фото из открытых источников
Национальная монголь­ская живопись «монгол дзураг», насчитывающая многовековую историю, отличается своеобразной цветовой гаммой и каллиграфией рисунка. Такой был специфический стиль монгольских кожаных куколок театра теней. Фото из открытых источников

Театр цветных теней, несомненно, китайского происхождения, но кожаные куколки всегда рисовались в специфически монгольском иконописном стиле, отличном от китайского вероятно потому, что мастерами куколок были монгольские художники, исполнявшие их в привычном стиле «монгол дзурук» — монгольской народной живописи.

Видео в тему (Внутренняя Монголия (Китай)):