Найти тему
yury vilensky

Необычная экскурсия

Многоуровневые развязки, пронизывающие Токио, вездесущие датчики и "умные" светофоры - этот футуристический арсенал помогает японцам изо дня в день побеждать дорожные заторы в одном из крупнейших мегаполисов мира.

Нам удалось, не без помощи моего друга Сергея, побывать там, где проводить экскурсии строго воспрещено - в центре управления транспортом Токийской полиции.

Здесь в смене находится всего пять человек. Объясняется это тем, что управлять всеми функциями можно с любого компьютера.

Именно в этом "мозговом центре" японской столицы кипит невидимая работа, без которой многомиллионный Токио встал бы намертво. На экране отображается дорожная сеть мегаполиса. В левой части - скоростные магистрали, в центре - обычные дороги. Их цвет меняется в режиме реального времени, показывая ситуацию с трафиком.

Лет двадцать пять назад советские журналисты - международники с сочувствием описывали, как задыхается в выхлопах парализованный в часы пик Токио. Сейчас здесь дышится гораздо легче, чем в Москве, - в том числе благодаря "гибридам", на которые пересаживаются автомобилисты.

На скоростной трассе затором считается движение менее 60 километров в час, на обычной днем - 40.

В Токио около 15 тысяч светофоров, и прямо отсюда можно управлять временем подачи зеленого и красного сигналов, в зависимости от графика.

После землетрясения 11 марта 2011 года скоростные дороги в Токио закрылись - до утра следующего дня. Трудно поверить, но примерно за сутки ситуацию в городе удалось взять под контроль.

Мегаполис опутан паутиной многоуровневых развязок, которые уходят в подземные тоннели и взмывают на высоту двух-трех десятков метров. В Токио действуют восемь бесплатных кольцевых автодорог и четыре платные. Даже оплату проезда японцы довели до виртуозного автоматизма - датчик считывает персональный код водителя, и нужная сумма списывается с его банковского счета.

Но вся эта махина вряд ли бы работала так слаженно, если бы не высокая культура вождения дисциплинированных японцев. Хотя милые слабости порой все же не обходят стороной их стойкую самурайскую натуру.

Так, здесь нещадно штрафуют попавшихся за рулем в подпитии - а также их несознательных попутчиков и даже рестораны, где был учинен "кампай". Могут и прав лишить.

Вообще же все больше японцев пересаживаются на метро, городские электрички JR и скоростные поезда. На них очень удобно добираться в центр с окраин и из соседних префектур. Тем более что парковки в Токио довольно дорогие - до 600 йен в час (кое-где введен максимальный предел - 3000 йен за стоянку). Многие клерки в предпочитают оставлять автомобиль и пользоваться для личных поездок общественным транспортом.

А еще в Токио очень популярны велосипеды - они припаркованы вдоль дорог по всему городу.