Найти тему
International Studies

Три ветви власти США часть 1: законодательная власть — Конгресс

Говоря о политике, мы зачастую используем модель рациональных государственных акторов (например, США пошли на уступки…), но для составления полной картины необходимо понимать и институциональные особенности того или иного государства – например, как в нем работает система сдержек и противовесов, непосредственно влияющая на процесс принятия решений. Поэтому предлагаем вашему вниманию обзор трех ветвей власти США — страны, имеющей на сегодняшний день колоссальное влияние на мировую политику. Первая часть посвящена Конгрессу — символу законодательной ветви.

• Как работает Конгресс и каково его устройство?

• Как проходят выборы в Конгресс?

• Поляризация партий, и почему законопроекту все тяжелее стать законом ?

Первую часть триптиха о политической системе США стоит посвятить именно органу законодательному — двухпалатному парламенту, именуемому Конгрессом, — поскольку для отцов-основателей именно он был высшей ветвью власти. В обзор функционирования данного органа войдут следующие пункты: функционирование парламента, партийное деление, особенности избирательных кампаний и опасность идеологической поляризации партий.

Как работает Конгресс и каково его устройство?

Прежде всего, необходимо указать на характерное отличие двухпалатной американской законодательной системы от многих других. Бикамерализм — результат компромисса между разработчиками Конституции, дебатировавшими по поводу справедливого функционирования репрезентативности: в Сенате заседает по два члена от каждого штата в независимости от его размера, а в палате Представителей количество членов варьируется в зависимости от размера населения каждого штата. Но сама по себе двухпалатность не является чем-то необычным; большинство национальных законодательных органов имеют такое устройство. Что действительно необычно, так это то, что обе палаты Конгресса — Палата представителей и Сенат — являются равнозначными , и тем отличаются от, скажем, британской системы Палат общин и лордов или польских сейма и сената, где нижняя палата может при определенных условиях преодолеть вето верхней. В случае с Конгрессом ни один законопроект не может быть принят, если он был отклонен одной из палат.

Что является еще более необычным в американской системе, так это степень, в которой члены Конгресса являются так называемыми «свободными агентами» [ free agents ]; другими словами, степень независимости членов парламента от своей партии и доминирующих в ней взглядов. Как подметил известный американский политик Роберт Доул: «В Сенате много свободных духом и умом людей, примерно сто» . Сто человек — это, собственно, и есть весь состав Сената. Схожее утверждение можно сделать и относительно 435-и членов палаты Представителей. Несмотря на это, партийная принадлежность является неотъемлемой частью системы, связующим звеном и залогом функционирования парламента.

В законодательном органе любого государства есть председатели, контролирующие порядок и ход законотворческого процесса. Как правило, ими становятся либо независимые заседатели, либо лидеры партии большинства. В Соединенных Штатах применяется второй принцип для каждой из палат, но в каждой из них председатели называются по-разному и имеют несколько отличные полномочия, что может создавать путаницу. Рассмотрим сначала палату Представителей и ее лидера — спикера, — чья роль настолько велика, что его называют вторым лицом в Вашингтоне после Президента.

Спикер палаты Представителей демократ от штата Калифорния Нэнси Пелоси
Спикер палаты Представителей демократ от штата Калифорния Нэнси Пелоси

Спикер решает, кто и как долго будет высказываться по тому или иному вопросу, какой законопроект является наиболее приоритетным и какие правки будут приняты к рассмотрению. Помимо спикера существует и так называемый majority leader [лидер большинства] , чья задача разрабатывать законодательную повестку для доминирующей партии. Есть также и третье не менее важное лицо — majority whip [кнут большинства / партийный организатор] . Об этой должности вы, возможно, знаете по нашумевшему сериалу «Карточный домик» и его главному герою Фрэнку Андервуду — искусному манипулятору.

Постер к сериалу «Карточный домик» с главным героем, являющимся majority whip в палате Представителей
Постер к сериалу «Карточный домик» с главным героем, являющимся majority whip в палате Представителей

Majority whip должен обеспечивать наличие необходимой массы заседателей для поддержания какого-либо законопроекта партии большинства. А это бывает затруднительной задачей, ведь, как говорилось ранее, члены Конгресса — свободные духом и умом люди, не всегда придерживающиеся партийных линий.

В Сенате структура несколько иная: вместо спикера председательствует лидер большинства, а его ассистент — majority whip — имеет функции идентичные «кнуту» из палаты Представителей. Отличие лидера большинства Сената от спикера в том, что он не контролирует ход дебатов, а лишь разрабатывает повестку, соответственно, выступать по насущным вопросам может каждый сенатор и сколько угодно времени . Существует даже специальная тактика препятствования законотворческому процессу пустыми и затянутыми выступлениями — filibuster . И вариант воспрепятствовать этому только один — собрать 3/5 голосов сенаторов по остановке дебатов.

В каждой палате есть и лидеры партии меньшинства, которые обладают схожими задачами, что и их соперники из оппозиции, но, естественно, они имеют менее значительное влияние.

Разобравшись с внутрипартийной иерархией в парламенте, стоит перейти к следующему пункту, касающемуся роли партий в Конгрессе: они являются организационным фундаментом постоянных комитетов. Постоянные комитеты — это разделенные по профилям места, где происходит вся рутинная работа Конгресса. Помимо разработки законопроектов в задачи комитетов входит и надзор за исполнительными органами соответствующего профиля. На сегодняшний день в палате Представителей 20 комитетов, а в Сенате — 16. В обеих палатах комитеты практически одинаковые: например, « Foreign Affairs » у представителей и « Foreign Relations » у сенаторов.

Какие факторы влияют на распределение конгрессменов по комитетам: их образование и квалификации или геополитические и экономические особенности их выборных округов/штатов? Казалось бы, вполне логично назначить конгрессмена-экономиста заседать в комитете « Financial Services » или « Small Business », но на самом деле именно вторая опция оказывается детерминирующим фактором. Например, в комитете « Science , Space , and Technology » заседают преимущественно представители Техаса, Мичигана и Калифорнии — штатов, наиболее активно занимающихся исследованиями в этих областях.

Пример заседания в одном из комитетов Конгресса
Пример заседания в одном из комитетов Конгресса

Как проходят выборы в Конгресс?

Должность конгрессмена — одна из самых высокооплачиваемых в США при ежегодном доходе в 175 тыс. долларов , учитывая, что средний доход американцев в 5 раз меньше, то есть 35 тыс. долларов (The U .S Census Bureau ). Но одновременно с высокой зарплатой конгрессмену достается и колоссальная ответственность, и работа без выходных: с понедельника по четверг — дела на Капитолийском холме, а с пятницы по воскресенье — заботы в родном штате или дистрикте. Исследование Pew Research Centre показало, что члены Конгресса работают в среднем около 70 часов в неделю в противовес 44 часам для среднего американского рабочего . Однако этот труд нисколько не делает статус конгрессмена менее привлекательным для кандидатов, отсюда и ожесточенная борьба за на выборах. Примечательно, что несмотря на равнозначность обеих палат, сенатор — должность более желаемая и престижная. На предвыборные кампании в Сенат тратятся миллионы долларов, и среди кандидатов, как правило, лишь высокопоставленные государственные лица.

Выборы в Конгресс всегда проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября. В високосном году они совпадают с президентскими выборами и называются общенациональными, в не високосном — промежуточными, так как приходятся на середину полномочий действующего президента и служат индикатором уровня поддержки населением партии, чей представитель занимает Белый дом. «Промежуточные выборы в Конгресс — это индикатор президентской популярности», — объясняет исследователь проблем внешней политики в Университете Джорджа Мэйсона Тревор Тралль. Избирательная система предполагает, что выборы в обе палаты проходят по принципу относительного большинства и являются прямыми. Представители избираются на двухлетний срок, сенаторы на шестилетний, но последние переизбираются на одну треть состава (35 сенаторов) раз в два года .

Что касается особенностей избирательных кампаний, то выборы в Палату представителей оказываются наиболее примечательными. Здесь появляется расхожая практика под названием джерримандеринг [ gerrymandering ] — стратегия «нарезки» границ избирательных округов каждые 10 лет (после переписи населения) доминирующей партией таким образом, чтобы получить преимущество при голосовании . Электоральные районы можно сравнить с пирогом: существует множество способов нарезать его так, чтобы при внешне одинаковой форме кто-то тем не менее получит кусок с бóльшим количеством начинки.

Схема джерримандеринга: как способ черчения границ влияет на исход выборов
Схема джерримандеринга: как способ черчения границ влияет на исход выборов


Поляризация партий, и почему законопроекту все тяжелее стать законом ?

117-й Конгресс, заседающий на Капитолийском холме в Вашингтоне с 2021 года, разделен практически пополам (состав Палаты представителей: 221 место — демократы, 211 — республиканцы, 3 — вакантные; состав Сената — 48 мест — демократы, 50 — республиканцы, 2 — независимые).

Состав 117-го Конгресса США
Состав 117-го Конгресса США

Исходя из исследования, проведенного политологами К. Пулом и Г. Розенталем, идеологическое противостояние республиканцев и демократов стремительно росло с 2010-х годов, и, как продемонстрировала межпартийная борьба в последней президентской гонке, противоречия стали действительно колоссальными . Как эта поляризация влияет на процесс принятия решений в Конгрессе?

Ранее было сказано, что конгрессмены во многом являются «свободными агентами», не обязанными придерживаться партийных линий, однако в последние годы факт принадлежности к демократам или республиканцам стал все-таки иметь большее значение, чем собственная позиция. Томас Паттерсон отмечает высокий уровень партийного единства , преобладающий в современной американской системе и являющийся залогом формирования жесткой идеологической границы. В таких условиях существование центристов-медиаторов, которые ранее помогали соблюдать баланс, практически невозможно. Соответственно, находить компромисс становится все труднее, и если ранее эту проблему можно было преодолеть при значительном количественном перевесе одной из партий в парламенте, то сегодня ситуация иная. Специалисты по изучению американской политической системы Т. Манн и Н. Оренштайн назвали Конгресс «сломанной веткой» , указывая на то, что столь высокий уровень поляризации приводит к невозможности продуктивного функционирования. О сложности нахождения золотой середины свидетельствует и спад количества принимаемых законопроектов. Окажется ли 117-й разделенный пополам Конгресс в тупике из-за непреодолимых разногласий? На этот вопрос можно будет ответить лишь спустя некоторое время.

Среднее количество принятых законов за период двухлетних сессий Конгресса
Среднее количество принятых законов за период двухлетних сессий Конгресса

Автор: Полина Максимова

Telegram-канал @interstudies