Терра инкогнита - секретный полигон и тайны Виноградовского леса

14K прочитали
В 1941 году лётному исследовательскому институту (ныне ЛИИ им. М.М. Громова) была выделена часть территории Виноградовского лесхоза под создание секретного полигона для испытания стрелкового оружия.

В 1941 году лётному исследовательскому институту (ныне ЛИИ им. М.М. Громова) была выделена часть территории Виноградовского лесхоза под создание секретного полигона для испытания стрелкового оружия.

Сейчас это зона в 10 тысяч га, и периметром в 42 километра, на которой находится Государственный казенный научно-исследовательский полигон авиационных систем (ФКП «ГкНИПАС"). В настоящее время он–один из крупнейших в России. Его экспериментальная база позволяет проводить испытания и отработку основных узлов и агрегатов авиационных комплексов. Поскольку, каждый раз поднимать самолет в воздух, чтобы проверить на нем условия аварийной ситуации, накладно, то здесь занимаются испытанием его частей на земле.

Вся территория огорожена колючей проволокой и формально принадлежит ФКП ГК НИПАС, но здесь находятся множество испытательных площадок Российских Военных конструкторских бюро и несколько крупных предприятий выпускающих военную продукцию: ВМЗ "Салют", ФКП ВГКАЗ, ХимМАш.

1-высокоскоростной испытательный трек; 2- танковый полигон; 3-локомотивное депо обслуживающее полигон и заводы; 4- филиал ММПП "Салют" Воскресенского машиностроительного завода "Салют"; 5- КБ ХИММАШ имени Исаева; 6- заброшенная в/ч 43019
1-высокоскоростной испытательный трек; 2- танковый полигон; 3-локомотивное депо обслуживающее полигон и заводы; 4- филиал ММПП "Салют" Воскресенского машиностроительного завода "Салют"; 5- КБ ХИММАШ имени Исаева; 6- заброшенная в/ч 43019

Для решения поставленных задач были созданы различные стенды, в том числе: ракетный трек, стенды испытаний жидкостных и твердотопливных ракетных двигателей, стенды боевой живучести, аэробаллистические трассы, стенды виброударных и климатических испытаний и др.

Испытания авиационных кресел и интерьеров салонов летательных аппаратов на удар в условиях аварийной посадки.
Испытания авиационных кресел и интерьеров салонов летательных аппаратов на удар в условиях аварийной посадки.
Испытания систем и агрегатов на воздействие вибрационных и ударных нагрузок
Испытания систем и агрегатов на воздействие вибрационных и ударных нагрузок

Помимо всего прочего, предприятие занимается утилизацией систем вооружения для приведения в нерабочее состояние.

В 1941 году лётному исследовательскому институту (ныне ЛИИ им. М.М. Громова) была выделена часть территории Виноградовского лесхоза под создание секретного полигона для испытания стрелкового оружия.-5

Но сердцем полигона, несомненно является высокоскоростной испытательный рельсовый трек, протяженностью 2,5 км. Выдерживает изделие до 15 тонн. Максимальная скорость, которую удалось достичь - 3600 км/ч.

Высокоскоростной испытательный трек
Высокоскоростной испытательный трек
Вот так он выглядит на фото со спутника
Вот так он выглядит на фото со спутника
Испытания систем летательного аппарата с применением манекенов в составе полноразмерной носовой части в условиях воспроизведения скорости полета.
Испытания систем летательного аппарата с применением манекенов в составе полноразмерной носовой части в условиях воспроизведения скорости полета.

Перед началом испытания, минут за 15 до запуска начинает реветь сирена, которую слышно за много километров. Процесс испытания представляет собой следующее. На специальную тележку устанавливают фрагменты самолета, снаряда и т п. Моделируя условия максимально приближенные к реальности, тележку разгоняют до заданной скорости и при движении просчитываются разные параметры: сопротивление потока воздуха, препятствия в виде разных предметов, места деформации и т д.

Находится в непосредственной близости с треком, во время испытаний опасно, поскольку фрагменты испытуемого объекта могут разлетаться на очень значительное расстояние.

За все время существования полигона, испытания здесь прошли практически все самолеты и вертолеты отечественного авиапрома.

Одним словом взрывают, разгоняют там все, что может взорваться. Сейчас масштабы сократились, а в 80-е испытывали и движки, и головные части, и краш-тесты проводили т.е. специально доводили движок до взрыва, попутно снимая показания для дальнейшего совершенствования, и т.д и т.п.

В 1941 году лётному исследовательскому институту (ныне ЛИИ им. М.М. Громова) была выделена часть территории Виноградовского лесхоза под создание секретного полигона для испытания стрелкового оружия.-11

Так же есть версия, что от полигона идет подземная железная дорога до Ногинска, по которой доставляли готовые изделия. Сейчас особо не используются, а в советское время движение по ней было регулярным.

Насколько эта версия правдоподобна судить сложно, но тот факт, что в Ногинске были предприятия ВПК, дает возможность предполагать вероятность этой теории.

Полигон возводился силами военных строителей и поэтому в советское время здесь располагалась воинская часть № 43019 входившая в состав Спецстроя России предназначенная для строительства военных объектов. В середине 90-х она была расформирована, а территория, которая примыкает к полигону, сейчас заброшена.

В 1941 году лётному исследовательскому институту (ныне ЛИИ им. М.М. Громова) была выделена часть территории Виноградовского лесхоза под создание секретного полигона для испытания стрелкового оружия.-15

Площадь, которую занимает полигон, огромная. За первую колючку можно зайти без проблем, от нее мало что осталось. А вот непосредственно к объектам попасть сложно, так как периметр хорошо охраняется: видеокамерами, сигнализацией и патрулируется военной полицией. Но местные все равно ходят на территорию и несмотря на загрязненные почвы компонентами топлива на котором гоняют двигатели, собирают грибы и ягоды.

Некогда крупнейшее градообразующее предприятие, переживает сейчас не лучшие времена. Особо ощущается кадровый голод, в следствие чего -проблема смены поколений. Средний возраст рабочих 60 лет, поэтому можно сказать, что предприятие держится практически на энтузиастах. А в 2018 году ФКП ГкНИПАС "прославил" бывший директор Олег Пронин, громким уголовным делом по факту хищения с полигона двигателей крылатых ракет и их продажи на Украину. Получив за это реальный срок. Так что, пока такие управленцы у власти, то предприятию "приказано долго жить".

И все же несмотря на призрачное будущее полигона, у него есть достойное наследие- это моногород Белоозерский. Строительство которого началось в 1961 году и сегодня это компактный с хорошо развитой инфраструктурой город.

Накануне 55-летнего юбилея Белоозерского, на свое последнее «боевое дежурство» заступил самолёт МИГ-23 БК, который стал символом принадлежности города к авиационно-космической отрасли военно-промышленного комплекса России.

Всего в СССР было три боевых самолета МИГ-23 БК, один из которых  в 70-е годы оказался на полигоне  предприятия ФКП «ГкНИПАС»
Всего в СССР было три боевых самолета МИГ-23 БК, один из которых в 70-е годы оказался на полигоне предприятия ФКП «ГкНИПАС»

Если статья понравилась, ставьте лайки подписывайтесь на канал задавайте вопросы в комментариях.