В 1941 году лётному исследовательскому институту (ныне ЛИИ им. М.М. Громова) была выделена часть территории Виноградовского лесхоза под создание секретного полигона для испытания стрелкового оружия.
Сейчас это зона в 10 тысяч га, и периметром в 42 километра, на которой находится Государственный казенный научно-исследовательский полигон авиационных систем (ФКП «ГкНИПАС"). В настоящее время он–один из крупнейших в России. Его экспериментальная база позволяет проводить испытания и отработку основных узлов и агрегатов авиационных комплексов. Поскольку, каждый раз поднимать самолет в воздух, чтобы проверить на нем условия аварийной ситуации, накладно, то здесь занимаются испытанием его частей на земле.
Вся территория огорожена колючей проволокой и формально принадлежит ФКП ГК НИПАС, но здесь находятся множество испытательных площадок Российских Военных конструкторских бюро и несколько крупных предприятий выпускающих военную продукцию: ВМЗ "Салют", ФКП ВГКАЗ, ХимМАш.
Для решения поставленных задач были созданы различные стенды, в том числе: ракетный трек, стенды испытаний жидкостных и твердотопливных ракетных двигателей, стенды боевой живучести, аэробаллистические трассы, стенды виброударных и климатических испытаний и др.
Помимо всего прочего, предприятие занимается утилизацией систем вооружения для приведения в нерабочее состояние.
Но сердцем полигона, несомненно является высокоскоростной испытательный рельсовый трек, протяженностью 2,5 км. Выдерживает изделие до 15 тонн. Максимальная скорость, которую удалось достичь - 3600 км/ч.
Перед началом испытания, минут за 15 до запуска начинает реветь сирена, которую слышно за много километров. Процесс испытания представляет собой следующее. На специальную тележку устанавливают фрагменты самолета, снаряда и т п. Моделируя условия максимально приближенные к реальности, тележку разгоняют до заданной скорости и при движении просчитываются разные параметры: сопротивление потока воздуха, препятствия в виде разных предметов, места деформации и т д.
Находится в непосредственной близости с треком, во время испытаний опасно, поскольку фрагменты испытуемого объекта могут разлетаться на очень значительное расстояние.
За все время существования полигона, испытания здесь прошли практически все самолеты и вертолеты отечественного авиапрома.
Одним словом взрывают, разгоняют там все, что может взорваться. Сейчас масштабы сократились, а в 80-е испытывали и движки, и головные части, и краш-тесты проводили т.е. специально доводили движок до взрыва, попутно снимая показания для дальнейшего совершенствования, и т.д и т.п.
Так же есть версия, что от полигона идет подземная железная дорога до Ногинска, по которой доставляли готовые изделия. Сейчас особо не используются, а в советское время движение по ней было регулярным.
Насколько эта версия правдоподобна судить сложно, но тот факт, что в Ногинске были предприятия ВПК, дает возможность предполагать вероятность этой теории.
Полигон возводился силами военных строителей и поэтому в советское время здесь располагалась воинская часть № 43019 входившая в состав Спецстроя России предназначенная для строительства военных объектов. В середине 90-х она была расформирована, а территория, которая примыкает к полигону, сейчас заброшена.
Площадь, которую занимает полигон, огромная. За первую колючку можно зайти без проблем, от нее мало что осталось. А вот непосредственно к объектам попасть сложно, так как периметр хорошо охраняется: видеокамерами, сигнализацией и патрулируется военной полицией. Но местные все равно ходят на территорию и несмотря на загрязненные почвы компонентами топлива на котором гоняют двигатели, собирают грибы и ягоды.
Некогда крупнейшее градообразующее предприятие, переживает сейчас не лучшие времена. Особо ощущается кадровый голод, в следствие чего -проблема смены поколений. Средний возраст рабочих 60 лет, поэтому можно сказать, что предприятие держится практически на энтузиастах. А в 2018 году ФКП ГкНИПАС "прославил" бывший директор Олег Пронин, громким уголовным делом по факту хищения с полигона двигателей крылатых ракет и их продажи на Украину. Получив за это реальный срок. Так что, пока такие управленцы у власти, то предприятию "приказано долго жить".
И все же несмотря на призрачное будущее полигона, у него есть достойное наследие- это моногород Белоозерский. Строительство которого началось в 1961 году и сегодня это компактный с хорошо развитой инфраструктурой город.
Накануне 55-летнего юбилея Белоозерского, на свое последнее «боевое дежурство» заступил самолёт МИГ-23 БК, который стал символом принадлежности города к авиационно-космической отрасли военно-промышленного комплекса России.
Если статья понравилась, ставьте лайки подписывайтесь на канал задавайте вопросы в комментариях.