Найти тему
Музей истории религии

Полотенце для императора. Рассказываем, что подарили мусульмане Татарской слободы Костромы Николаю II.

В 1913 г. Россия пышно отметила 300-летний юбилей царской четы Романовых. Вместе со своей семьей Николай II на пароходе «Межень» с 16 по 27 мая 1913 г. посетил ряд городов, в которых 300 лет назад произошли исторические события, связанные с воцарением на престол первого из династии Романовых - Р Михаила Федоровича. Также поездка была приурочена к событиям 1612 г. ополчения Минина и князя Пожарского против иноземных захватчиков. Путешествие на пароходе проходило через Владимир, Суздаль, Нижний Новгород, Кострому, Ярославль, Ростов, Переславль и Москву.

Пароход «Межень». Источник фото: https://zeir.ru/parohod-mezhen/
Пароход «Межень». Источник фото: https://zeir.ru/parohod-mezhen/

В этом списке особое место было отведено Костроме – колыбели династии Романовых. Здесь в Ипатьевском монастыре произошло призвание на царство еще юного Михаила Федоровича. Все последующие члены царской семьи почитали монастырь как фамильную святыню и считали своим долгом его посетить.

В Костроме царская семья пробыла два дня - с 19 по 20 мая. За это время Романовы посетили значимые места города и получили множество подарков от высокопоставленных персон и обычных горожан. Одно из этих подношений ныне хранится в Государственном музее истории религии.

Николай II принимает хлеб-соль от костромских старейшин. Источник фото: журнал «Нива», выпуск № 24, 1913 г. С.477
Николай II принимает хлеб-соль от костромских старейшин. Источник фото: журнал «Нива», выпуск № 24, 1913 г. С.477

Мусульмане Подгородной Татарской слободы Гридинской волости специально к приезду Николая II в Кострому изготовили и преподнесли дарственное полотенце. Этот предмет является замечательным образцом традиционного прикладного искусства костромских татар. На двух концах полотенца вышиты растительные мотивы. Декор в графичной манере, выполнен серебряными и золотными нитями, а также цветным шелком. В орнаменте полотенца с главным мотивом в композиции «древа жизни» заключена благопожелательная символика на процветание и долголетие династии Романовых.

Дарственное полотенце Николаю II к 300-летию дома Романовых Ткань х/б, нить золотная, нить шелковая, канитель. Ткачество домашнее, шитье золотное, гладь двусторонняя. 190х46 см, 1913 г.  Государственный музей истории религии
Дарственное полотенце Николаю II к 300-летию дома Романовых Ткань х/б, нить золотная, нить шелковая, канитель. Ткачество домашнее, шитье золотное, гладь двусторонняя. 190х46 см, 1913 г. Государственный музей истории религии

Золотной канителью с двух сторон полотенца вышиты посвятительные надписи.

На одном конце полотенца золотными нитями выполнена большая императорская корона, а под ней инициалы Николая II «Н.Р.А.». У основания древа вышиты две даты «1613-1913».

Не совсем обычным является материал самого полотенца. Оно выполнено из хлопчатобумажной ткани полотняного переплетения, внешний вид которого имеет рельефную косую сетку. Образование такой необычной структуры, предположительно, из-за примеси шелкового волокна. Аналог - ткань «бамбак». Известно, что такой текстиль вырабатывался на юго-западе России в Ямпольском уезде Подольской губернии в селах Клембовка и Еланец и выставлялся на кустарных выставках. Возможно, костромские татары самостоятельно изготавливали такой тип ткани, по технологии, доставшейся им еще от предков с юга Нижнего Поволжья.

-6

Так исторически сложилось, что история костромских татар началась с царства Романовых. Татарская слобода в Костроме была образована в 1680 г. из переведенных по царскому указу потомков ногайских татар из Романовского уезда (ныне Ярославская губерния). При Петре I земли, не желавших креститься татар, забирали в казну, но значительная часть татарского населения так и оставалась в мусульманской вере. Окончательно ногайские выходцы переселились в Татарскую слободу Костромы в 1761 г. при Елизавете Петровне. В 1773 г. указ Екатерины II «о веротерпимости» позволил костромских татарам отстроить мечеть и открыть школу при ней. В 1779 г. население переселенных татар было записано в сословие казенных крестьян, включая и дворянские фамилии. В конце Х I Х – начале ХХ веков костромские татары занимались хлебопашеством, торговлей, рыбной ловлей. По переписи населения в 1897 г. в Костроме числилось 560 татар – 300 мужского и 260 женского пола. Многие семьи считались зажиточными.

В 1913 г. в губернаторском саду Николая II приветствовала депутация от населения Татарской слободы: мулла мечети Миргазиз Забиров, сельский староста Татарского общества Мюхтяхудин Аюпов Космасов и Алей Сейфуллин Маметев. Мулла преподнес императору хлеб-соль на полотенце, которое в скором времени вместе с другими подарками отправилось в Петербург.