Еще в 1881 году в России была проведена реформа вооружения с целью установления единого образца холодного оружия для всех родов войск. Кирасирские палаши, кавалерийские и пехотные сабли получили «отставку». Вместо них на вооружение всех кавалерийских частей, артиллерийской прислуги и офицеров была принята шашка. За образец был взят черкесский клинок, известный высокими рубящими свойствами. Особенностями шашки, отличавшими ее от сабли, были: малая кривизна клинка, расположение центра тяжести ближе к острию (у сабли – ближе к рукояти) и двулезвийный боевой конец почти овальной формы. Из-за такого конца клинка шашка предназначалась исключительно для рубки (в отличие от сабли, острие которой применялось и для колющих ударов). Еще одной особенностью шашки были деревянные ножны с одним кольцом на выгнутой стороне, из-за чего шашка подвешивалась «по-кавказски» - лезвием назад (сабельные ножны имели два кольца на вогнутой стороне и сабли носились лезвием вниз).
При одинаковых клинках русская промышленность выпускала шашки с эфесами двух видов: для армейской кавалерии и офицеров пехоты производились шашки с защитной дужкой на рукояти, казачьи же шашки выпускались в их традиционном виде – с открытой рукоятью.
Штык к винтовке Мосина обр. 1891 г.
Штык к винтовке Мосина был самым распространенным, самым массовым холодным оружием российской армии, ведь им снабжались все трехлинейки пехоты и драгун. Штык имел квадратное сечение с небольшими долами по бокам, острие заточено на плоскость (не для того, чтобы служить отверткой, а чтобы штык не застревал в теле противника). Такой штык наносил более глубокие и опасные раны, чем японский штык-тесак. Правда, штык к трехлинейке можно было эффективно использовать в рукопашном бою только надетым на ствол винтовки, драться им в схватке как кинжалом или ножом из-за трубчатой, изогнутой формы крепления было затруднительно.
Длинный штык, насаженный на ствол, делал и без того довольно длинную винтовку еще более неудобной в переноске и маневре. Но в полевом штыковом бою и при отражении штурмовых атак японцев на казематы оборонной линии Порт-Артура этот недостаток превращался в преимущество. Большая длина оружия позволяла русскому солдату поразить врага прежде, чем тот дотянется до него своим штыком…
Шашка драгунская обр. 1881 г.
Именно эта шашка с 1881 года начала широко распространяться в русской регулярной армии, заменив кирасирские палаши, кавалерийские, драгунские и пехотные сабли. Ее рукоять (в отличие от принятой одновременно казачьей шашки) имела латунную гарду в виде дужки, плавно переходящей впереди в защитную крестовину, конец которой был закруглен и имел отверстие. Сама рукоять изготавливалась из дерева; чтобы она не скользила в ладони, рукоять покрывалась продольными наклонными желобками. Ножны деревянные, обтянутые кожей, для нижних чинов драгунских полков изготавливались с колодой для вкладывания винтовочного штыка. Офицерский вариант драгунской шашки отличался уменьшенной на 6 см длиной (клинок 810 мм, общая длина 890 мм), более узким клинком (23 мм) и двумя узкими доликами у обуха, над широким долом. Впрочем, некоторые офицеры заказывали себе клинки произвольной формы и размера; поэтому встречались и более длинные, и более короткие офицерские шашки, клинки которых могли иметь и большую кривизну, и быть почти прямыми. Шашки нижних чинов артиллерии имели вид драгунских, только были укорочены по образцу офицерских, но долы на клинке - как у рядовых драгун.
Шашка казачья обр. 1881 г.
Казачья шашка обр. 1881 г состояла на вооружении всех казачьих войск, за исключением кавказских казачьих войск (которые в Русско-японской войне не участвовали). От драгунской шашки казачья отличалась не закрытым эфесом (с рукоятью без защитной дужки); головка рукояти была раздвоена и имела отверстие для темляка. Офицерская шашка имела ту же форму, но была короче на 6 см (длина клинка 810 мм, общая длина 960 мм); а вот ширина офицерской казачьей, в отличие от офицерской армейской шашки, оставалась той же, что у рядовых казаков – 33 мм. Эфес офицерской шашки украшался растительным орнаментом и императорским вензелем.
Пика казачья обр. 1839 г.
Древко этой пики окрашивалось по цвету мундиров полка – в синий или зеленый цвет. В верхней части древка имелось утолщение, на которое насаживался наконечник. Подток (тупой металлический наконечник на заднем конце пики) отсутствовал; конец древка был закругленным. На нижнем конце древка имеется ножник (ремень для ноги при перевозке пики в положении «вертикально вверх»).
Пика 1839 года – первый официально утвержденный правительством образец этого оружия с указанием его параметров; до этого пики не были регламентированы, и отличались огромным разнообразием размеров и устройства. Но, хотя в 1839 году правительство утвердило чертеж новой пики как единообразный, положение с разнобоем размеров деталей улучшилось не на много. Это объяснялось тем, что до 1893 г. пики казаков не были предметом государственного снабжения, и каждый казак «справлял» себе пику за свой счет, зачастую отклоняясь от высочайше утвержденного чертежа. Да и сам чертеж в разных местах «читали» по-разному. В результате каждое казачье войско имело совершенно разные по длине, весу и виду наконечника образцы одной и той же «высочайше утвержденной» пики. Доходило до того, что длина пик некоторых казаков была вдвое меньше утвержденной (до 150 см вместо положенных 340 см). К началу 90-х годов 19 века качество пик в полках ухудшилось настолько, что офицеры стали говорить об их полной непригодности как боевого оружия. Это и стало причиной разработки нового образца пики, которая заняла около 10 лет. Лишь в 1901 году началась замена пик обр. 1839 г на новые пики, которые теперь производили на государственных предприятиях по единому образцу. Однако до начала русско-японской войны некоторые отдаленные от центральных губерний дальневосточные казачьи части не успели получить пики обр. 1901 г, и принимали участие в войне с устаревшей пикой обр. 1839 г.
Пика казачья обр. 1901 г.
Древко окрашивалось в гвардейских казачьих частях по цвету прикладного сукна, в остальных казачьих частях — в черный цвет. Встречались и бамбуковые древки, оставшиеся от экспериментальных пик 1890-х гг. Подток (тупой металлический наконечник на заднем конце пики) железный, конический, тупой. На заднем конце пики имелось два кольца для крепления ножника.
Эта пика заменила в первых шеренгах казачьих частей ранее состоявшие на вооружении казачьи пики обр. 1839 г. Пика образца 1901 г., в отличие от предыдущей пики, изготавливалась по единому образцу на государственных предприятиях и ею централизовано снабжались все казачьи части. Поэтому в данном образце утвержденный стандарт соблюдался неукоснительно. Казачья пика обр. 1901 г широко применялась в боях русско-японской войны, и хотя с 1913 г. она стала заменяться общекавалерийской пикой обр. 1910 г., тем не менее, старая казачья пика использовалась многими казаками и во время Первой мировой войны.
Сабля флотская офицерская обр. 1855 г.
Моряки – горячие приверженцы традиций. Наверное, поэтому флотская офицерская сабля образца 1855 г фактически являлась почти точной копией флотской офицерской сабли обр. 1811 г. По крайней мере, ее эфес, не изменялся со времен Наполеоновских войн. Правда, клинок сабли 1811 года был изогнутым, но ведь и сабля 1855 года унаследовала тот же изогнутый клинок. А в 70-е годы 19-го века, перед русско-турецкой войной, к эфесу флотской сабли стали крепить прямой клинок, фактически превратив ее в палаш. Однако это изменение не было отмечено официально, как создание нового образца. Таким образом, по сути совершенное новое оружие не только сохранило уже не соответствующее его виду и качествам название «сабля», но так и осталось «образцом 1855 года»! В таком виде флотская «сабля» дожила до 1917 г, когда революция смела в России не только монархический строй, но и традиционные для царизма атрибуты – такие, как эта сабля, утратившая в условиях развития военной техники свое боевое значение.
Однако, хотя в условиях невозможности абордажного боя в эпоху парового броненосного флота морская сабля и превратилась в простой парадный атрибут, во время Русско-японской войны ей, все же, довелось «вспомнить молодость». Когда в осажденном Порт-Артуре морские офицеры сходили с кораблей для обороны крепости от атак с суши, они сражались в рукопашных боях с револьвером в одной руке, и с саблей или кортиком – в другой…
Кортик флотский офицерский обр. 1803 г.
Из всех образцов холодного оружия российских вооруженных сил начала 20-го века морской офицерский кортик был самым «древним». Утвержденный императорским приказом еще в 1803 году, он служил русским офицерам вплоть до революции, ликвидировавшей монархию.
Однако необходимо уточнить, что на протяжении столь длительного времени службы морской кортик, подобно флотской «сабле», претерпел некоторые изменения. В частности, в конце 19 века на нем появился четырехгранный игольчатый клинок. Такой «модный» клинок стал весьма популярен среди мичманов, только начинавших службу, и лейтенантов, еще не потерявших вкус к «молодеческому шику». Поэтому во время Русско-японской войны кортики со старыми клинками ромбического сечения были в основном у адмиралов и старших офицеров, а многие более молодые офицеры имели игольчатые клинки. И хотя флотский офицерский кортик в условиях нового времени давно потерял свое боевое значение, превратившись просто в традиционный элемент формы, во время Русско-японской войны он все же иногда использовался моряками в рукопашных схватках на рубежах сухопутной обороны Порт-Артура.
Русско-японская война: винтовки российской армии
Русско-японская война: пулеметы российской армии
Русско-японская война: револьверы российской армии
Стрелковое оружие японской пехоты 1904-1905 гг.
Короткоствольное и холодное оружие японской армии 1904-1905 гг.
Русско-японская война: "окопные изобретения" русских солдат
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.