В Википедии о композиторе Н. Я. Мясковском написано следующее:
Один из крупнейших симфонистов первой половины XX века, создавший 27 симфоний.
Крупнейший симфонист. Почему же не видно в репертуаре концертных залов симфоний Мясковского?
В афишах мы постоянно наблюдаем имена Моцарта, Бетховена, Чайковского, и это прекрасно, не спорю. И вместе с тем почему бы не познакомить слушателей с не менее замечательным наследием других композиторов? Почему нет музыки Мясковского? Да, его фамилия не так известна у слушателей. Знает, скорее всего только тот, кто учился на музыканта.
Считаю это большой несправедливостью.
Причина невысокой популярности композитора кроется в том, что для одних он слишком тяжёл и авангарден, а для других — чересчур консервативен. ( слова Д. Горбатова и Г. Рождественского)
В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения Мясковского.
Николай Яковлевич Мясковский (1881-1950) находился у истоков советской музыкальной культуры, но, к сожалению, оказался в тени своих младших современников - Прокофьева и Шостаковича.
Мясковский - потомсвенный военный, закончил кадетский корпус, Санкт-Петербургское военно-инженерное училище. По признанию Мясковского, сильным толчком к музыкальным устремлениям было глубокое впечатление от Шестой симфонии и оперы "Воевода" П. И. Чайковского. Поступив в Санкт-Петербургскую консерваторию, обучался у Лядова, Римского-Корсакова.
До 1921 года совмещал военную службу и участие в московской музыкальной жизни (в Первую мировую отправился на фронт, затем служил в Военно-морском генеральном штабе, сочинял музыку, публиковался как музыкальный критик).
С. Прокофьев писал о композиторе: "В нём больше от философа — его музыка мудра, страстна, мрачна и самоуглублённа."
Кстати, Прокофьева и Мясковского связывала настоящая тесная дружба. А ведь какими антиподами они были в жизни, характере, творчестве! "НЯМА", "НЯМуся" - так называл Мясковского Прокофьев. А тот обращался к Сергею Сергеевичу "Серж", "Прокоша".
Среди отечественных композиторов Мясковский ближе всех подошёл к идее музыкального раскрытия темы "Россия 20-го столетия в контексте мировых войн".
ТВОРЧЕСТВО
Н. Я. Мясковский являлся основоположником и главой московской композиторской школы советского периода. За время преподавания в Московской консерватории воспитал около 80 композиторов. Он - Доктор искусствоведения, народный артист СССР, лауреат пяти Сталинских премий.
Автор 13 струнных квартетов, 9 фортепианных сонат, свыше 100 пьес, свыше 100 замечательных романсов и песен на стихи русских поэтов, 2 сонат для виолончели и фортепиано и др.
Как раз Вторую сонату для виолончели и фортепиано - Ля минор, посвященную Ростроповичу, хотелось бы выделить особо. Это настоящая лирическая поэма с искренностью чувств, исключительной простотой и прозрачностью стиля, богатством широких, пластичных, мягких кантиленных тем с народно-песенными элементами. Вы только послушайте Первую часть этой сонаты, до мурашек.
И все же в творчестве Мясковского главным жанром была симфония.
За четыре десятилетия их он написал 27.
Выделяется монументально-трагическая, самая большая Симфония №6 (1923), которую композитор писал около 2 лет в память о своем отце.
Она отразила трагедию русского народа, расколотого гражданской войной. Как символ нового, социального раскола 20 века в России, в её финале звучит мрачный старообрядческий хор.
Также выделяют Симфонию № 16, посвящённую советской авиации.
Особой силой отличается одночастная Симфония № 21 (1940), которая открыла последний, завершающий период творчества композитора. В ней нашли своё отражение тягостные раздумья о правильности пути страны и искренняя вера в светлое будущее.
В 1948 году имя Мясковского попало в список "формалистов". Его музыка была названа мрачной и недостаточно оптимистической. Например, Симфония № 25 была охарактеризована как "философские бредни, чуждые рабочему классу", а кантата "Кремль ночью" вызвала критику за подачу образа И. Сталина. Некоторые произведения композитора перестали исполняться в СССР: Шестая, Десятая, Тринадцатая и Двадцать вторая симфонии, "Патетическая увертюра" для большого оркестра, Третья и Четвёртая фортепианные сонаты попали в антирепертуарные списки.
Красивейшая Симфония № 27 (1949) - последнее произведение Николая Мясковского, написано для большого оркестра тройного состава. Первое исполнение состоялось через несколько месяцев после смерти композитора.
Д. Б. Кабалевский: "Важнейшая черта 27-й симфонии — её оптимистичность, непрерывно возрастающая от первой части к заключительным аккордам финала. Вся она словно устремлена вперед, в светлое будущее."
Что ж, и мы не будем пессимистами, а будем искренне надеяться, что в светлом будущем организаторы концертов и исполнители будут чаще обращаться к музыке Николая Яковлевича Мясковского, и она откроется большому количеству людей. Ну а пока... слушаем ее на просторах интернета.
"Вклад, сделанный Мясковским в русскую и советскую музыкальную культуру, столь огромен и своеобразен, что понадобятся ещё долгие годы, чтобы ориентироваться в его музыкальном и литературном наследии и дать себе отчет в том, насколько велика и плодотворна его роль в общем течении русской и советской музыкальной жизни".
В. Я. Шебалин