Задала вопрос ученикам колледжа:
"Вы недавно школу окончили. Вам нравилось учиться?"
Естественно практически все ответили отрицательно.
"А вот теперь, с высоты своего опыта... Скажите: что можно изменить в школе, чтобы дети захотели учиться?"
Ответы оказались неожиданными... Для меня, по крайней мере. Причем дети были практически единодушны, хотя собрались выпускники самых разных школ.
Думаете, дети говорили о слишком сложной и перегруженной программе? Нет...
Думаете, им нужны какие-то особые методы и приемы - увлекательные, развлекательные? Нет...
Нужно, чтобы к ребенку относились, как к человеку! Вот так, не больше, не меньше!
Я все думаю об этом - и убеждаюсь, что дети правы.
Мы привыкли (особенно в своей, учительской, среде) обвинять детей, родителей: мол, дети сейчас стали невоспитанные, никакого чувства долга. Родители не следят. Вседозволенность и распущенность. Дальше каждый может добавить своё...
А ведь начинать надо не с детей. И даже не с родителей.
Попадая в школу, ребенок, действительно, часто оказывается даже не бесправным... а "невидимым". Он становится объектом. И прекрасно видит, что его мысли, его чувства никого не интересуют.
Кто больше всего мешает работать учителю? Конечно, дети! Они шумят и не слушаются, они не выполняют задания и не понимают объяснений... И еще их родители, которые приходят - и скандалят, требуют. А учителю надо стопятьсот отчетов написать, планы, программы, проверка тетрадей, курсы повышения квалификации, открытый урок, план саморазвития, свой сайт, видео на него снять, презентации подготовить...
Можно всего этого не делать? Наверно, можно. Вот только, во-первых, тогда не получить вожделенные категории и разряды - а значит, оплата твоего труда будет "ниже плинтуса". И придется набирать часов, подрабатывать репетиторством, чтобы выжить. А во-вторых, во многих регионах с работой сложновато. И "нерадивого" педагога, который не хочет "играть по правилам" могут и "попросить". И куда? Если работы другой нет, да и образование педагогическое не то чтобы востребовано сильно было...
Поэтому имеем то, что имеем. Педагогов, для которых дети на ...надцатом месте. Их система поставила в такие условия. И детей, которые в ответ на такое отношение (заметьте, именно в ответ) перестают учиться.
Перефразируя известный афоризм: одни делают вид, что учат, другие - делаю вид, что учатся. А многие уже и вид не делают...