В 1953 году, в городе Кургане решено было построить оборонное предприятие. В сентябре 1957 года начали подготовку для производства автобусов, разработанных Павловским автобусным заводом.
Освоение производства автобусов шло быстрыми темпами и уже в январе 1958 года выпустили первый автобус.
За первый год работы автобусного завода, на базе автомобиля ГАЗ-51, выпустили 508 единиц автобусов КАвЗ-651. В автобусе было 18 сидячих пассажирских мест.
В первые годы производства автобусов, на шасси нового автомобиля ГАЗ-51 срезали кабину и установили сваренный каркас автобуса. Времени для производства не хватало, поэтому сборка автобусов шла ускоренными темпами.
Самостоятельная разработка автобусов на Курганском заводе почти не происходила, документацию на разработанную технику получали из Павловского автобусного завода.
Выпуск знаменитых автобусов КАвЗ-685 начался в 1971 году, автобус создали на базе автомобиля ГАЗ-53-12.
Из моих воспоминаний об автобусе КАвЗ-685, который курсировал между деревнями и возил колхозников, запомнилось то, что в автобусе всегда было мало места.
Зимой в автобусе было холодно, а летом душно. Вместо автобуса КАвЗ-685, в колхозе долгое время использовали КАвЗ-3976, в настоящее время функционирует уже не колхоз, а СПК, и доярок возят на Газели Некст.
Автобусный завод в Кургане разрабатывал и другие версии симбиоза автобуса и грузовика. Создавались и мелкосерийно выпускались автобусы на базе автомобиля ЗИЛ-4331, Урал-4320, ГАЗ-3308.
Автобусы КАвЗ-39 766 на базе автомобиля Садко ГАЗ-3308, требовались для перевозки вахтовиков и перевозки оперативных сил МЧС.
В настоящее время, на дорогах России все еще встречается автобус КАвЗ-3976, который можно отремонтировать своим силами даже в малом предприятии.
Запомнилась серия жёлтых автобусов КАвЗ-397 653 для перевозки школьников.
Автобусы для школьного образования изготовлялись с разным количеством мест и разной длины.
После 2008 года вышел указ о снятии с производства капотных автобусов.
После этого указа, многие автобусы КАвЗ-3976 в школах просто списывали, хотя техника не проездила и трех лет. Водителям автобусов было больно видеть, как исправный автобус КАвЗ-397 653 просто на глазах растаскивали.
Приведу сравнение автобусов ПАЗ и КАвЗ для перевозки детей школьного возраста.
Двигатели и трансмиссия одинаковые, только у КАвЗ-397 653 имеется полтора метра для безопасности водителя, за счет капота.
В сельской местности зачастую плохие дороги, а зимой еще и передувает, поэтому любой водитель скажет, что капотный вариант автобуса лучше.
Автобус ПАЗ более современный, хотя выпускается с 1989 года и на нем сейчас установлена очень сложная система электрооборудования, с которой водитель из сельской местности может не справится.
При открытии и закрытии дверей в пневмосистеме расходуется воздух и бывает возникают отказы пневмосистемы автобуса из-за скопившегося конденсата. Осушитель воздуха после выезда автобуса из теплого гаража в мороз не справляется со своим предназначением.
Водителям, порой из-за ерундовых поломок приходится обращаться в сервисную службу.
Автобус КАвЗ-397 653 имел упрощённую систему электрооборудования, относительно автобуса ПАЗ-32 053, пневмосистема на автобусе была менее загружена из-за простоты устройства дверей.
Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!
Группа в контакте "Авторемонт и техника"